Требование «опыт работы не менее X лет на позиции Y в индустрии Z» появилось не на пустом месте. Действительно, опыт работы — это полезный критерий, который увеличивает вероятность того, что человек будет справляться с аналогичной работой на новом месте. Не делая эту вероятность, конечно же, стопроцентной.
Теоретические знания не могут заменить практический опыт. Если человек поучился на курсах, где ему преподавали нужную профессию — это не значит, что он этой профессией овладел. Многие эйчары активно выступает против выпускников любых образовательных программ под лозунгом «Надо уметь, а не знать». И они тоже правы.
Примирить всех можно одной простой фразой — людей без опыта не бывает.
Если человек уже занимался каким-то делом, то в ходе этого он неминуемо приобрел какой-то опыт. Опыт даёт навыки. Эти навыки могут оказаться полезными и необходимыми и для другой работы.
Например, довольно много специалистов по логистике из бывших военных, потому что их опыт составления чётких планов и управления личным составом дал им навыки, критичные для управления логистическими процессами.
Поэтому вместо поиска стопроцентного соответствия названия вакансии и предыдущей должности кандидата мы можем задать себе два других вопроса:
Любая работа — это успешное сочетание двух вещей: hard skills (компетенций) и soft skills (навыков).
Всякая теория состоит из базового уровня, который осваивается довольно быстро, и оставшихся тонкостей, которые приходят постепенно. Специалисты в области образования говорят, что быстро осваиваемый базовый уровень в прикладных дисциплинах покрывает около половины всех наиболее часто встречающихся задач.
Быстро ответьте себе, кого вы возьмете на должность проджект-менеджера — программиста или журналиста? Вот вы подсознательно и сориентировались на критичные навыки, в качестве которых выбрали алгоритмичность мышления и умение осваивать новые инструменты (программы для управления проектами).
Дальше, конечно же, остаётся вопрос — захочет ли этот программист осваивать эти новые вещи. А это уже зависит от того, хочет ли он расти, насколько он готов осваивать для этого новое, сможет ли брать на себя ответственность за результаты работы проекта. И тут мы опять утыкаемся в наш любимый набор свойств обычного ненормального.
Ненормальный человек с уже имеющимся набором прикладных навыков, требующихся для новой работы, который хочет и может быстро освоить теоретические знания, необходимые для успешной работы на новом месте — это и есть набросок портрета нашего кандидата. А вот соответствовало ли старое название его должности названию нашей вакансии — это не столь критично.
Чтобы перебросить мостик от имеющихся навыков кандидата к пригодности его работы на позиции, нам надо сделать пару вещей.
Первый фокус состоит в правильном описании требований к позиции. Для этого надо:
Второй фокус — научиться задавать правильные вопросы для выявления навыков. Критерии правильности вопросов:
Хороший приём — попросить описать ситуацию и отслеживать детали, задавая при необходимости уточняющие вопросы.
Как вы поступили в последний раз, когда что-то пошло не по плану? Как поняли, что что-то пошло не по плану — начальник сказал или сами обнаружили? Что сделали — сильнее напряглись или нашли другое решение? Решили проблему на своём уровне или обратились за помощью к начальству? Нашли ли причину, устранили ли её? Какие выводы сделали?
Как вы поступили в последний раз, когда на вас навалили слишком много работы? Поставили вопрос ребром перед начальством? Выставили приоритеты и занялись самым важным? По каким критериям выставили приоритеты?
Каким своим достижением на прежней работе можете похвалиться? По каким критериям выбрана ситуация? Хорошо сделанная работа с субъективной точки зрения или перевыполнение плана по времени или деньгам?
Какие проблемы были в последний раз, когда вы работали в группе? С какой позиции описывается проблема — лидера группы или исполнителя? Упор на жалобы на начальников или членов группы или на проблемы, которые стояли перед группой и которые надо было решить?
Об авторе: