Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть

Где взять (не)нормальных сотрудников

← ← ← | Начало | → → →

Глава 5. Оценка за поведение

Понятно, что вопросы и ответы — далеко не самый надёжный способ оценки кандидатов, но в качестве первичного фильтра подойдёт.

Для поиска неочевидных героев нам нужно задавать прежде всего не узкоспециализированные вопросы, а вопросы, по которым мы можем выявить поведенческие характеристики кандидатов — те самые «другие факторы», влияющие на их успех. Важно, не что они делали, а как они делали. В этой главе мы проанализируем прошлое, а в следующей — спрогнозируем будущее.

Стремление делать новое

Мы уже говорили, что желание делать то, что человек не делал раньше — это один из главных показателей правильной ненормальности. Прежде, чем предлагать человеку заниматься чем-то новым, стоит выяснить, насколько часто он это сам делает. Гораздо проще работать с теми, кто привык всё время расти, чем тянуть их за уши к новой жизни.

Первые вопросы кандидату— «Что вы делаете сейчас, чего не делали раньше?», «Что нового для себя вы делали в последние полгода? Что вас на это подвигло? Почему именно это?». Еще один хороший вопрос — «Что самое большое вы сделали на вашем прошлом месте работы, что не входило в ваши рабочие обязанности? Почему и зачем?»

Нацеленность на результат

Есть хобби, а есть дело. Хобби – это когда прёт от процесса, но цели нет. Дело — когда прёт от цели, но изматывает процесс. Правильные люди занимаются делом, а не хобби. Надо поменьше вестись на их фразы «я занимаюсь любимым делом», «меня от этого прёт». Как только придут трудности или наступит время изматывающей рутины — таких людей мгновенно перестанет переть, и они быстренько побегут искать себе новое место, где они смогут комфортно заниматься любимым делом.

Вопросы кандидату — «Каких результатов и в чём за последний год вы добились?». Второй — «Чем вы последний год занимались?». Осталось сопоставить количество занятий и количество результатов. Стоит расширить фокус этих вопросов на внерабочие вещи — от занятий английским до побочных проектов.

Умение планировать

«Планирование — это определение того, куда вы собираетесь дойти, почему вы собираетесь туда идти, как вы туда доберётесь, что вам потребуется, чтобы туда добраться, и как вы поймёте, добрались вы туда или нет», — сказал Картер МакНамара. Добавлю к этому, что очень важно намечать промежуточные результаты, сверяясь с которыми, мы можем понимать, идем ли мы в нужную сторону и в нужном ли темпе.

Вопросы кандидату — «Зачем вы у нас хотите работать? Это часть какого плана?». Еще хороший вопрос — «Какие у вас сейчас есть проблемы? Какой у вас план по их решению?», причём речь может идти о внерабочих проблемах.

Способность менять план

Бизнес — это искусство возможного. Иногда оказывается, что наш первоначальный план не срабатывает, на это может оказаться миллион объективных причин. Упрямство — это зашоренность, заставляющая раз за разом делать то, что делал раньше, надеясь на получение другого результата. Упорство — способность продолжать преследовать свою цель, обладая достаточным мужеством, чтобы менять подходы к её достижению. Это вовсе не значит, что можно работать без плана. Планы можно менять, но в каждый момент времени у нас должен быть хоть какой-то план.

Вопросы кандидату — «Зачем вы устроились на предыдущую работу? Это была часть какого плана? Сработал ли он? Как вы его поменяли?». Отсутствие хоть каких-то изменений плана — это тревожный знак отсутствия обратной связи от жизни, в которой ничего и никогда не идёт так, как задумано. Другой хороший вопрос — «Что бы вы сделали по-другому на вашем прошлом месте работы, что принесло бы больше результата для компании?» 

Умение учиться

Если начать делать то, что ещё не делал — невозможно добиться результата, не научившись чему-то новому. Частица «-ся» в слове «учиться» означает «учить себя». Способность к самообразованию — это ключевой фактор. Это относится не только к восприятию чужих знаний, но и к способности делать выводы из результатов своих собственных действий. Ошибиться не страшно — страшно не сделать из этой ошибки вывод. Второй ключевой фактор — умение применять полученные знания на практике. Ну и обратная сторона второго фактора — желание учиться именно тому, что можно применить на практике.

Вопросы кандидату — «Чему вы учитесь сейчас? Как именно? Где применяете?», «Чему научились за последний год? Как именно? Где применили?»  

Желание конкурировать

Олимпийский лозунг — «Быстрее, выше, сильнее». Мало сдать норматив мастера спорта, надо стать чемпионом. Недостаточно добиться приемлемого результата, надо добиться лучшего результата. Лучше, чем у других. Лучше, чем у вчерашнего себя.

Попросите дополнить ответ на один из предыдущих вопросов о результатах за последний год новыми вопросами — «А каких результатов добились ваши коллеги в компании? Почему?», «А каких результатов добилась в этом направлении компания – ваш главный конкурент? Почему?». Даже ответ «Не знаю, кто каких результатов добился» — это уже характеристика, показывающая, что даже не было мысли с кем-то конкурировать.

Ответственность

Одни люди возлагают ответственность за неудачи на других людей, обстоятельства и судьбу, а победы относят исключительно к своим заслугам. Правильные люди всегда считают, что они отвечают за всё. Вовсе не потому, что они считают себя виноватыми по жизни. Правильные люди считают, что они могут управлять тем, что происходит вокруг них. Если они так считают — значит они, по крайней мере, прикладывают к этому усилия.

Попросите кандидата рассказать о последнем случае, когда ему не удалось добиться поставленной цели. Одни будут рассказывать о кризисе в экономике или тупых начальниках. Другие расскажут о том, что они должны были сделать в той ситуации по-другому.

А если нам нужен конкретный опыт кандидата?

← ← ← | Начало | → → →

Об авторе:

© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com