Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть
26февраля2020
Господа, мы в полной м…

1Чтобы стать настоящим маркетологом, надо сначала безусловно осознать и принять, что мы живем в Матрице — выдуманном мире.

2Вот, к примеру, Самсунг обещает начать продавать черные Z Flip и S20 Ultra 13 марта. А откуда мы знаем, что они существуют? Видели ролики и читали обзоры? Я вас умоляю — в наш мир фейковых новостей можно снять и написать всё, что угодно. А на сайте Самсунга предзаказ открыт с полной оплатой ведь. И люди платят. Или Cybertrack Илона Маска. Производиться он будет через год, а деньги собирают сегодня. И его действительно еще не существует.

3А откуда вы знаете, что я существую? Вы читаете тексты, видите фотографии — но что это доказывает? Кстати, прошлом году на улице ко мне подошел чувак и сказал: «О, вы и на самом деле существуете…».

4Тот, кто познал Матрицу, начинает уметь создавать минимальные жизнеспособные продукты. Ведь что такое MVP? Это попытка создания иллюзии для проверки того, насколько она привлекательна (хорошо продаётся). Если это продается, то можно это и создать.

5Но если продаются выдуманные вещи, то зачем их создавать на самом деле? Чтобы продолжать поддерживать иллюзию. Ведь даже в Матрице кому-то приходилось строить здания, расставлять в них ванны, запихивать туда людей и гнать что-то по кабелям, подключенным к их затылкам. Это обременение, необходимое зло, с которым приходиться мириться, чтобы иллюзия не прекращалась.

6В ИТ-бизнесе программисты — это то же самое необходимое зло, которое необходимо для того, чтобы продолжать поддерживать иллюзию, созданную маркетологами и продавцами в головах потребителей. Это те люди, которые гоняют нолики и единицы по кабелям в затылки, чтобы люди не просыпались.

7К чему это всё? А к тому, что сегодня в чате бурно обсуждался вопрос, где затраты на программистов в экономике одной продажи? А их там и нет! Потому что программисты не влияют на продажи (если только мы не программируем на заказ). Затраты на создание продукта — это начальные затраты на здание, ванны и кабели для создания иллюзий. Те зарплаты, которые мы продолжаем платить программистам после этого — это начальные затраты на создание новой версии продукта (для которой прежде всего надо создать новую иллюзию) и на исправление багов текущей версии (починка ванн и кабелей).

8Может ли программист стать хорошим маркетологом? Или основателем стартапа, что, по сути, одно и то же? Может. Если он безусловно осознает и примет, что все мы (и он, в том числе) живет в Матрице. И перестанет запихивать расходы на программистов в экономику одной продажи ;)
26февраля2020
Строчно в номер

Интересные новости за минувшие 24 часа одной строкой

1Ожидается, что рынок киберспорта перешагнет планку в $1B в этом году
И что? На первом месте с долей в почти 40% будет Китай

2В агрофудтех было проинвестировано $19.4B в прошлом году
И что? Растущие сегменты — замена мяса, городские фермы, роботизированная доставка и облачные кухни

3Выпускник Y Combinator Microverse поднял посевные инвестиции на курсы программирования для развивающихся стран
И что? Используют они набирающую популярность модель оплаты за трудостройство (ISA, Income Share Agreement)
Newzoo: Global esports will top $1 billion in 2020, with China as the top market

Newzoo said the global esports will top $1 billion in 2020, with China as the top market coming in at revenues of $385 million.

https://venturebeat.com/2020/02/25/newzoo-global-esports-will-top-1-billion-in-2020-with-china-as-the-top-market/
25февраля2020
Какие бизнес-гипотезы проверять первыми?

1Ответ на поверхности: «Конечно же те, у которых вероятность успеха выше». А вот и нет! Сначала надо проверять гипотезы, у которых самая маленькая вероятность сработать. Почему так?

2Да потому что риск и доходность пропорциональны друг другу. Если мы инвестируем в актив с низким риском — у него непременно будет невысокая доходность. А если мы хотим получить высокую доходность — это неминуемо сопряжено с высокими рисками.

3Поэтому правило из первого пункта в привычном виде звучит так: первыми надо проверять гипотезы, которые сулят максимальную доходность. Но обе эти формулировки эквивалентны, если наши самые сладкие гипотезы и есть самые рискованные.

4Если же наши рискованные гипотезы не обещают нам большого выигрыша, то нам стоит получше поработать над списком гипотез. А если мы считаем, что наша супер-пупер гипотеза «точняк сработает» — нам стоит поработать над собой.
25февраля2020
«А почему стартапы оценивают по выручке? Надо же по прибыли!»

1Потому что деньги сами по себе дешевы. Просто бизнес просто зарабатывающий деньги можно продать всего лишь за плюс-минус годовую прибыль.

2Что же покупают в стартапе, если не прибыль? В стартапе покупают созданный им актив. А актив — это такая штука, которая может принести покупателю больше денег, чем продавцу.

3Например, Lenovo купил у IBM бренд ThinkPad и продает под ним китайские ноутбуки по премиальной цене. Или Facebook купил Instagram за $1B, а в 2019 Instagram принес Фейсбуку выручку в $20B, что немногим больше четверти всей выручки Фейсбука. Учитывая, что оценка Фейсбука около $500B — можно грубо оценить сегодняшнюю стоимость Инстаграма в $75–125B. Столько он может принести владельцам Фейсбука в случае его продажи.

4Ровно поэтому за стартап — вернее, за его актив — могут заплатить и 5, и 10, и 15 его годовых выручек. Потому что покупатель оценивает ту прибыль, которую он сам может заработать на этом активе. Выручка и темпы ее роста в руках продавца — это всего лишь показатель привлекательности актива.

5Прибыльность или убыточность бизнеса повышает или понижает стоимость актива. Правда, при этом смотрят не столько на операционные прибыли/убытки, а на сходимость юнит-экономики. Потому что, если стартап хочет повысить стоимость своего актива, ему нужно сильно вырасти, для чего приходится вкладывать максимальное количество денег в рост.

6В общем, каждому начинающему бизнесу стоит определиться со стратегией. Либо зарабатывать отлуп на карман. Либо понять, что может стать его активом, и растить его изо всех сил. К сожалению, эти две стратегии чаще всего противоречат друг другу, потому что не получается растить актив изо всех сил, всё время вытаскивая деньги из бизнеса.
25февраля2020
Строчно в номер

Интересные новости за минувшие 24 часа одной строкой

1Revolut поднял $500m по оценке $5.5B
И что? Эта оценка позволила Revolut выйти на 3 строчку рейтинга самых дорогих европейских финтех-стартапов.

2Intuit покупает финтех-стартап Karma за $7.1B
И что? Это говорит о том, что миллиардные оценки финтех-стартапов имеют отношение к реальности.

3Финтех-стартапы подняли $34B инвестиций в 2019 году
И что? Хотя общий объем финансирования снизился с $40.8B в 2018 году, но он прибавил 24 новых единорога.
Revolut raises $500 million at a $5.5 billion valuation – TechCrunch

Fintech startup Revolut is raising a large Series D round of funding. TCV is leading the $500 million round, valuing the company at $5.5 billion. Over the past few years, Revolut has raised $836 million in total. Some existing investors are also participating in today’s funding round, but Revolut ...

https://techcrunch.com/2020/02/24/revolut-raises-500-million-at-5-5-billion-valuation/
24февраля2020
Нет, завтра не будет встречи с проектами в антикафе. Будет на следующей неделе.
показать еще
© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com