Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть

Где взять (не)нормальных сотрудников

← ← ← | Начало | → → →

Глава 2. Нормальных не существует

Где взять нормальных сотрудников? Это вечный вопрос, который постоянно задаёт себе руководитель каждой компании.

Что такое «нормальный» сотрудник с точки зрения большинства? Это человек, который хорошо работает на своем месте и никуда не дёргается. Суровая правда состоит в том, что нормальных сотрудников не существует. 

Все сотрудники — ненормальные

Они либо:

Хорошо работать и никуда не дёргаться можно только в начале работы на новом месте. Пока сотрудник ещё не осознал, что он хорошо работает на фоне своих коллег. Или пока он не освоился на новой работе или в новой сфере деятельности до такой степени, чтобы понять, куда именно ему теперь стоит держать свой путь.

Срок осознания и освоения ситуации у разных людей разный, иногда довольно длинный. Поэтому на время может создаваться ощущение абсолютной нормальности сотрудника. Однако не стоит поддаваться этому обманчивому ощущению, ибо чем дольше обманываться — тем тяжелее и неожиданнее будет разочарование.

Какие ненормальные нам нужны

Ответ на этот вопрос сильно зависит от того, какую компанию мы строим. У разных компаний разные цели, разные амбиции и разные принципы построения.

Кому-то достаточно самозанятости и текущего уровня развития. Есть любимое дело, удалось собрать коллектив единомышленников. Дело работает, приносит достаточных для жизни денег и обеспечивает удовлетворение от того, чем занимаешься. Главная стратегия — не трогать то, что работает. Правильные люди в таком варианте — это люди, которые никуда особо не дёргаются, чтобы не развалить то, что с таким трудом построено. Недостатки их работы вполне могут перекрываться их энтузиазмом и заинтересованностью в общем деле.

Кто-то зациклен на построении бизнес-процессов и считает сотрудников винтиками большой машины. Неважно, какой человек работает — важно, какую функцию он выполняет. Люди в таких компаниях выступают биологическими придатками бизнес-функций. Это вполне работоспособный вариант, потому что недостатки людей должны компенсироваться полнотой описания их инструкций. Для этого нужно налаживать строгий контроль за соблюдением инструкций и смиряться с текучкой тех, кто начал дёргаться. Однако любую работу, которую можно описать алгоритмом, рано или поздно можно передать роботу. Поэтому стоит задуматься, какие работы можно начинать передавать уже сейчас.

Ненормальные люди для ненормальных компаний

А кто-то хочет растить компанию-лидера. Компании не становятся лидерами сами по себе. Ни один руководитель не способен затащить за собой всю компанию на достаточно высокий пьедестал почёта исключительно на своей харизме, силе своего гения и личной трудовой самоотверженности.

Компанию растят люди:

Если мы хотим стать лидерами, то нам нужны такие ненормальные, которые хорошо работают и всё время дергаются в поиске лучшего и большего. Будут расти они — вместе с ними будет расти наша компания. Фокус состоит в том, чтобы всё время давать им возможность находить это лучшее внутри нашей компании. 

Есть известное правило Парето 80/20 и много вариантов его применения в бизнесе — 20% усилий приносит 80% результата, 20% клиентов приносит 80% выручки, 80% геморроя приносит 20% результата.

Вариант для компаний и сотрудников тоже имеет право на жизнь — 80% результатов компании зависит от 20% сотрудников. Эти 20% и есть те самые ненормальные, которые определяют культурный код компании и вектор её развития.

Хороший вопрос — какой процент ненормальных должен быть в компании. Основатели должны быть на 100% ненормальными. Пока компания находится на уровне стартапа, процент ненормальных сотрудников должен быть побольше — потому что на этом этапе надо много куда дёргаться и много что проверять. По мере взросления компании процент ненормальных неминуемо должен уменьшаться, потому что выстраиваются бизнес-процессы и набираются их исполнители. Но когда в компании не остаётся ни одного ненормального — можно считать, что её история пошла на закат.

Сотрудники компании — это человеческий капитал. Значит, в людей можно и нужно инвестировать. Многие руководители неохотно инвестируют в развитие своих сотрудников, так как боятся, что выросшие сотрудники от них уйдут. Но как сказал один из богатейших людей мира Уоррен Баффетт: «Единственная вещь, которая хуже того, чем обучать сотрудников, которые могут от тебя уйти — это не обучать их и позволять им остаться».

Циничные руководители знают правило удержания обычных сотрудников — «кормите их лучше, и они не улетят». В случае с ненормальными людьми это правило работает недостаточно хорошо. Я думаю, что для них можно сформулировать другое правило — «поднимите их потолок повыше, чтобы было, куда подпрыгивать».

Нам нужно научиться находить и распознавать ненормальных людей, развивать их и удерживать у себя в компании. Для этого нам нужно понять, кто они, и что ими движет.

Важно не перепутать

Есть несколько типажей деятельных и заразительных энтузиастов, с которыми неопытный взгляд может перепутать правильно мотивированных людей: 

Что общего есть у правильных ненормальных?

← ← ← | Начало | → → →


Об авторе:

© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com