Где взять нормальных сотрудников? Это вечный вопрос, который постоянно задаёт себе руководитель каждой компании.
Что такое «нормальный» сотрудник с точки зрения большинства? Это человек, который хорошо работает на своем месте и никуда не дёргается. Суровая правда состоит в том, что нормальных сотрудников не существует.
Они либо:
Хорошо работать и никуда не дёргаться можно только в начале работы на новом месте. Пока сотрудник ещё не осознал, что он хорошо работает на фоне своих коллег. Или пока он не освоился на новой работе или в новой сфере деятельности до такой степени, чтобы понять, куда именно ему теперь стоит держать свой путь.
Срок осознания и освоения ситуации у разных людей разный, иногда довольно длинный. Поэтому на время может создаваться ощущение абсолютной нормальности сотрудника. Однако не стоит поддаваться этому обманчивому ощущению, ибо чем дольше обманываться — тем тяжелее и неожиданнее будет разочарование.
Ответ на этот вопрос сильно зависит от того, какую компанию мы строим. У разных компаний разные цели, разные амбиции и разные принципы построения.
Кому-то достаточно самозанятости и текущего уровня развития. Есть любимое дело, удалось собрать коллектив единомышленников. Дело работает, приносит достаточных для жизни денег и обеспечивает удовлетворение от того, чем занимаешься. Главная стратегия — не трогать то, что работает. Правильные люди в таком варианте — это люди, которые никуда особо не дёргаются, чтобы не развалить то, что с таким трудом построено. Недостатки их работы вполне могут перекрываться их энтузиазмом и заинтересованностью в общем деле.
Кто-то зациклен на построении бизнес-процессов и считает сотрудников винтиками большой машины. Неважно, какой человек работает — важно, какую функцию он выполняет. Люди в таких компаниях выступают биологическими придатками бизнес-функций. Это вполне работоспособный вариант, потому что недостатки людей должны компенсироваться полнотой описания их инструкций. Для этого нужно налаживать строгий контроль за соблюдением инструкций и смиряться с текучкой тех, кто начал дёргаться. Однако любую работу, которую можно описать алгоритмом, рано или поздно можно передать роботу. Поэтому стоит задуматься, какие работы можно начинать передавать уже сейчас.
А кто-то хочет растить компанию-лидера. Компании не становятся лидерами сами по себе. Ни один руководитель не способен затащить за собой всю компанию на достаточно высокий пьедестал почёта исключительно на своей харизме, силе своего гения и личной трудовой самоотверженности.
Компанию растят люди:
Если мы хотим стать лидерами, то нам нужны такие ненормальные, которые хорошо работают и всё время дергаются в поиске лучшего и большего. Будут расти они — вместе с ними будет расти наша компания. Фокус состоит в том, чтобы всё время давать им возможность находить это лучшее внутри нашей компании.
Есть известное правило Парето 80/20 и много вариантов его применения в бизнесе — 20% усилий приносит 80% результата, 20% клиентов приносит 80% выручки, 80% геморроя приносит 20% результата.
Вариант для компаний и сотрудников тоже имеет право на жизнь — 80% результатов компании зависит от 20% сотрудников. Эти 20% и есть те самые ненормальные, которые определяют культурный код компании и вектор её развития.
Хороший вопрос — какой процент ненормальных должен быть в компании. Основатели должны быть на 100% ненормальными. Пока компания находится на уровне стартапа, процент ненормальных сотрудников должен быть побольше — потому что на этом этапе надо много куда дёргаться и много что проверять. По мере взросления компании процент ненормальных неминуемо должен уменьшаться, потому что выстраиваются бизнес-процессы и набираются их исполнители. Но когда в компании не остаётся ни одного ненормального — можно считать, что её история пошла на закат.
Сотрудники компании — это человеческий капитал. Значит, в людей можно и нужно инвестировать. Многие руководители неохотно инвестируют в развитие своих сотрудников, так как боятся, что выросшие сотрудники от них уйдут. Но как сказал один из богатейших людей мира Уоррен Баффетт: «Единственная вещь, которая хуже того, чем обучать сотрудников, которые могут от тебя уйти — это не обучать их и позволять им остаться».
Циничные руководители знают правило удержания обычных сотрудников — «кормите их лучше, и они не улетят». В случае с ненормальными людьми это правило работает недостаточно хорошо. Я думаю, что для них можно сформулировать другое правило — «поднимите их потолок повыше, чтобы было, куда подпрыгивать».
Нам нужно научиться находить и распознавать ненормальных людей, развивать их и удерживать у себя в компании. Для этого нам нужно понять, кто они, и что ими движет.
Есть несколько типажей деятельных и заразительных энтузиастов, с которыми неопытный взгляд может перепутать правильно мотивированных людей:
Об авторе: