Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть
24января2020
Сколько и почём

1В бизнесе есть всего две модели: а) много и дешево, б) мало и дорого.

2Но вот, блин, почему мне до сих пор встречаются люди, которые раз за разом пытаются заставить работать модель «мало и дешево» — не понимаю.

24января2020
Принципы инвестирования Сэма Альтмана, бывшего президента Y Combinator

1Лучше, если вы можете лично встретиться с человеком несколько раз через некоторое время. Если вы встречаетесь с человеком, к примеру, три раза в месяц и видите заметные изменения в том, как человек думает и что делает — обращайте на это особое внимание. Темп таких изменений чаще становится гораздо важнее, чем наличие начального уровня компетенций и способностей.

2Главный вопрос, который я задаю себе, общаясь с основателем — готов ли я был бы работать на него?

3Еще один вопрос — могу ли я себе представить этого человека главным человеком на рынке, на котором он собирается работать.

4Люди могут становится более циничными и амбициозными с течением времени. Это важные качества для основателя. Но вот другое важное качество изменить трудно — из медленного человека стать быстрым. К примеру, я почти никогда не инвестирую в тех, кто долго отвечает на мои письма.

5Мало суметь распознать отличного основателя. Надо уметь видеть хорошие рынки. Эти рынки должны быстро меняться и уже быть или становиться большими. Обогнать большие компании можно только на витке изменений. Заработать много денег — только на большом рынке.

6В первую очередь надо гнаться не за количеством, а за любовью. Лучше иметь мало пользователей, которые пользуются тобой постоянно, чем много — но редко. А айфонов, например, в самом начале было немного пользователей. Да и сейчас они занимают только 10% рынка в штуках.

7Стартапы, в которые я инвестировал, имели несколько общих вещей. Убедительные основатели. Идея, которая привлекает к себе талантливых людей. Продукт, о котором пользователи рассказывают друг другу. Быстро растущий рынок. Низкая себестоимость. Ценность, растущая по мере увеличения количества пользователей. Способность быстро расти. Лучше, как минимум, в 10 раз, чем все другие способы делать это.

8Лучше ограничивать себя такими идеями, на которых можно построить компанию стоимостью 10 миллиардов долларов [это американский размерчик]. Неудачи на этом пути не страшны, успехи на пути к чему-то маленькому — не важны. Много денег — только в конце пути к компании на 10 миллиардов.

9Иногда у плохих основателей бывают хорошие идеи. Инвестировать в хорошие идеи плохих основателей — это хроническая болезнь, которую даже мне у себя самого трудно лечить.

Вольный пересказ нескольких тезисов из длинного текста: https://blog.samaltman.com/how-to-invest-in-startups

24января2020
Строчно в номер

Интересные новости за минувшие 24 часа одной строкой

1Gett стал операционно прибылен
И что? Необычное явление для такси-сервиса. Насколько я понимаю, они ждали этого момента, чтобы заявить об IPO. Станет ли из-за этого их IPO успешным?

2Инвестиции в киберспорт достигли $1B в 2019 году
И что? Это всего в 18 раз меньше, чем объем инвестиций в ИИ. Или в целых 18 раз?

3Фонд Lighter Capital поднял еще $100m инвестиций для поддержки растущих стартапов
И что? Только он дает не инвестиции за долю, а займы, которые должны возвращаться процентами от выручки, а не фиксированными платежами, как в традиционных кредитах

#строчно
Gett becomes operationally profitable thanks to strong growth across all divisions - Gett

We are happy to announce that Gett became operationally profitable in December 2019, with a positive consolidated all-countries EBITDA of $0.3 million (excluding fixed central and RnD costs). We are now operationally profitable across all of our transportation, delivery, and shuttle product lines. ...

https://gett.com/blog/gett-becomes-operationally-profitable-across-all-business-divisions/
23января2020
Перетягивание каната в песочнице

— А с кем поговорить про рынок приложений про фитнес и питание?
— Хм. Наверное, с теми, кто не ходит в фитнес и неправильно питается. Их гораздо больше. Понять, как евангелизировать их, если это возможно — гораздо выгоднее, чем перетягивать друг от друга кучку просветленных ;)

Если на целевом рынке есть только маленькие игроки, то осознанных действий может быть только два. Первый — задаться вопросом, настолько ли их много, чтобы заняться их консолидацией (технологически или организационно)? Второй — задуматься, а кто же настоящий главный и большой конкурент?

23января2020
Зарплаты продуктовых программистов — это маркетинговые затраты

1Многие возмущаются тем, что оценка стартапа в разах относительно выручки (компания стоит три, пять, десять годовых выручек), а не прибыли. На самом деле, не то и не другое. Если поразбираться в оценках и показателях публичных компаний, то окажется, что оценка компаний пропорциональна еще и валовой марже (gross margin).

2В биржевых показателях стоимость компаний действительно показывается как мультипликатор к выручке. Но! Значение этого мультипликатора зависит от показателя валовой маржи. Чем он ниже, тем мультипликатор ниже. То есть через изменение мультипликатора оценка, в конечном итоге, зависит не только от выручки, но и от маржинальности бизнеса. Хорошие мультипликаторы получают компании с валовой маржой в 70–90%, Нормальные — с маржой 40–50%. Все остальное — мультипликатора практически не имеет, мы ж не назовем единичку мультипликатором?

3Валовую маржа можно получить, если из выручки вычесть прямые затраты на производство проданных товаров (Cost Of Goods Sold, COGS). Например:
SaaS. Расходы на поддержку пользователей, включая зарплаты на сотрудников поддержки, хостинг, стоимость перепродаваемого ПО и т.д. Как ни странно, но зарплаты программистов сюда не входят, так как вы теоретические можете их всех уволить и продолжать продавать уже написанный софт.
Заказные разработки. А здесь зарплаты программистов добавляются к себестоимости, так как они непосредственно участвуют в создании продукта для клиента (как рабочие у конвейера).
Производство. Расходы на помещение фабрики, зарплаты собственных рабочих, расходы на контрактное производство, комплектующие и т.д.
Магазин. Расходы на помещение магазина, зарплаты продавцов, расходы на логистику, себестоимость проданных товаров и т.д.

4Из этой формулы, кстати, становится понятно, почему студия разработки стоит в разы меньше, чем продуктовая компания — даже если у них одинаковое количество программистов с одинаковыми зарплатами. И почему интернет-магазины с гигантскими по меркам стартапа оборотами не стоят почти ничего.

5Кстати, давайте еще не забывать, что выручка — это не деньги, которые в этом месяце пришли вам на счет, а то, сколько из них приходится на этот месяц. Грубо говоря, если вы получили предоплату в 10 миллионов рублей за контракт длиной 10 месяцев, то ваша выручка в этом месяце (и 9 следующих) составит 1 миллион.

6А почему всё-таки оценка пропорциональна маржинальности, а не прибыли? Да потому что при расчете прибыли нам еще придется вычитать расходы на продажи и маркетинг. Представим, что мы решили сильно расти и начали вкладывать кучу денег в продажи и маркетинг для получения новых клиентов, которые отобьются не сразу. Причем такую кучу денег, которая убила нашу прибыль до условного нуля. Должна ли оценка нашей компании стать нулевой? Вряд ли.

7Тут ситуация такая же, как с программистами в SaaS-сервисах. Расходы на них не включаются в прямые затраты, потому что мы можем их всех уволить и продолжать продавать то, что есть. Так и с маркетингом — мы можем в какой-то момент перестать рекламироваться и продавать только существующим клиентам. Ни с программистами, ни с маркетингом так никто не делает, потому что конкуренция. Как в «Алисе в стране чудес» — надо бежать со всех ног, чтобы хотя бы оставаться на одном месте. Напрашивается интересный вывод: расходы на программистов в продуктовой компании — это, на самом деле, расходы на маркетинг: на конкурентную борьбу и приобретение новых пользователей.

8В общем, хотите знать, сколько стоит ваш бизнес? Посчитайте сначала свою маржу.

23января2020
Строчно в номер

Интересные новости за минувшие 24 часа одной строкой

1Складной телефон Motorola Razr после некоторой задержки будет запущен 26 января
И что? Пока ни один из объявленных складных телефонов мне купить не захотелось. Может быть, этот?

2Fortnite становится еще одним официальным видом спорта для колледжей и университетов
И что? Это результат хорошей стратегии стартапа PlayVS, который решил продвигать киберспорт через университеты. $96m инвестиций для почти двухлетнего стартапа доказывает, что инвесторы тоже так думают.

3Стартапа Front поднял еще $59m на коллаборативный почтовый ящик для коимпаний
И что? Станет ли такая парадигма корпоративных коммуникаций настолько же популярна как Slack?

#строчно
Motorola’s $1,500 Foldable Razr to Launch Jan. 26 After Delay

Motorola will start selling its new $1,500 Razr phone in coming weeks, after supply issues delayed the launch beyond the key holiday shopping period.

https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-01-22/motorola-s-1-500-foldable-razr-to-launch-jan-26-after-delay
показать еще
© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com