Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть
12февраля2021
150 миллионов для стартапов

1Банк для предпринимателей «Точка» и клуб инвесторов United Investors ищут технологичные стартапы. Самые лучшие получат доступ к 400 тысяч клиентов Точки и инвестиции общей суммой до 150 миллионов рублей.

2Мы будем рады и работающим стартапам, и более взрослым бизнесам. Важно, чтобы ваш продукт был основан на ИТ-решении, меняющим пользовательский опыт, а вы смогли рассказать нам, как мы сможем вместе заработать.

3Победители определятся в онлайне на питч-дне, который пройдет 19 марта. В жюри входят представители Точки и United Investors. Заявки для отбора и участия принимаются до 26 февраля здесь: https://tochka.com/pitch-day/
11февраля2021
Как правильно использовать принцип мудрости толпы для проведения совещаний

1Иногда для принятия решений созывают совещания. Зачем? Потому что считают, что «одна голова хорошо, а две лучше». Но у этого явления есть более модное название — «мудрость толпы».

2Самая каноническая история про «мудрость толпы» — о быке. В 1906 году британский учёный (не смейтесь, это серьезно) Френсис Галтон отправился на деревенскую ярмарку. Там он увидел азартную игру. На помост поставили здоровенного быка, а желающие делали ставки на то, сколько в нем окажется мяса после того, как его убьют и освежуют. Все деньги должен был получить тот, чья оценка веса мяса окажется ближе всего к истине. Ставки сделали 800 совершенно разных людей — от фермеров, имеющих хоть какой-то опыт в оценке веса быков на глаз, до праздношатающихся клерков. Френсис попросил у организаторов все билеты и посчитал среднее арифметическое всех ставок с предполагаемым весом. Среднее по ставкам оказалось 1,197 фунтов. В реальности бык весил 1,198 фунтов.

3Есть еще много всяких интересных историй о том, как тестировали мудрость толпы. Но интересно, что эта мудрость срабатывала только при выполнении нескольких условий, в частности:
Мотивация. Участники должны иметь личную заинтересованность в выдаче правильного (на их взгляд) ответа.
Независимость. Каждый участник должен давать свой ответ независимо от других, в том числе, без совместных обсуждений.
Разнообразие. Участники должны быть разными, то есть иметь разный уровень опыта, экспертизы, образования и т.д.

4Получается интересное следствие. Если мы собираем людей, чтобы принять решение, то нам нужно следовать нескольким простым правилам.
Не звать людей, у которых нет личной заинтересованности в результатах принятого решения. Другими словами, независимые эксперты пролетают.
Не допускать обсуждений, которые могут повлиять на мнение участников. Не надо «вырабатывать единое мнение», нужно выслушать и принять решение с учетом «девственно чистых» мнений.
Не собирать только экспертов или тех, кто конкретно занимается обсуждаемой задачей. Кстати, для этого нужно уметь формулировать задачу и мнения так, чтобы их понял «посторонний». Кажется мне, что частенько уже этого будет достаточно, чтобы принять решение даже без совещания.

5Неожиданный вывод. Если вы единственный человек, имеющий шкурный интерес в результате — не собирайте совещаний для принятия решений. Это не добавит решению мудрости. Либо расширяйте количество людей со шкурным интересом, либо принимайте решение самостоятельно.

#перечитываяклассику из давно опубликованного на тёмной стороне
11февраля2021
Последовательное заражение параллельных вселенных

1Вступить в нынче модный голосовой чат ClubHouse можно только по приглашениям от знакомых. Создатели стартапа объясняют это тем, что на этапе набора критической массы важно, чтобы к чату присоединялись люди, у которых есть причины и поводы общаться друг с другом теперь с помощью их сервиса.

2Это навело меня на неочевидный очевидный вывод. Целевая аудитория любого продукта представляет собой множество сообществ, хорошо связанных внутри, но слабо пересекающихся друг с другом. «Параллельные вселенные», ёлы-палы ;-)

3С другой стороны, органический рост (сарафанное радио, вирус, word of mouth) — это Святой Грааль владельца любого продукта. Но такое распространение возможно только внутри хорошо связанного сообщества. Слишком мало шансов, что вирус самостоятельно перекинется на другое сообщество — слишком тонкая и слабая между ними связь.

4Получается, что нам нужно явно и сознательно делить свои маркетинговые усилия на две части — окучивание (усилия по распространению продукта внутри сообщества) и заражение (набор критической массы пользователей в новом сообществе).

5Отсюда следует еще один полезный вывод. Стоимость окучивания должна полностью укладываться в юнит-экономику проекта — так как это регулярное повторяемое действие. Зачем тратить на него деньги? Потому что нам надо подогревать процесс, который бы происходил и так — но слишком медленно А вот стоимость заражения может быть неприлично высокой — потому что это точечная активность, которая потом сменится на окучивание.

6Если органический рост замедлился или прекратился — это означает, что предыдущее хорошо связанное сообщество мы уже окучили — и возможности органического роста там уже исчерпались. Кто хотел — тот уже стал нашим пользователем (подписчиком, покупателем, клиентом).

7Следовательно, надо на время либо снимать таргетинг вообще, либо выбирать другой невообразимый таргетинг, чтобы зацепить новые сообщества. И в этот момент можно плюнуть на стоимость привлечения — потому что мы занимаемся заражением, а не окучиванием. Главное — чтобы хоть какое-то привлечение было. И не забывать, что это должно быть временной мерой, после которой нам нужно опять переключаться на окучивание в рамках плановой экономики.

8Ну а если наш продукт не растет органическим образом (не передается из уст в уста) — как тогда поступать? А никак. Потому что это значит, что наш продукт — говно. И никакой рекламой это не исправить.

11февраля2021
Строчно в номер

Интересные новости за минувшие 24 часа одной строкой

1Fiverr включил трех- и шестимесячную подписку в качестве вариантов оплаты за услуги фрилансеров на своей платформе
И что? Хороший ход. И в модном тренде подписок, к тому же ;-)

2Голосовая соцсеть для любителей следить за своим здоровьем Quilt подняла $3M
И что? А это нишевой эксперимент в продолжение модной темы голосовых чатов, за судьбой которого интересно последить

3Podz поднял инвестиции на превращение каталога подкастов в ленту звуковых клипов
И что? Возможно, это станет вариантом решения проблемы обнаружения новых подкастов, кроме сарафанного радио

Fiverr adds support for subscriptions and milestones – TechCrunch

Fiverr is adding a new way for freelancers on the marketplace to charge for their work — three- or six-month subscriptions. Through this feature, sellers on Fiverr can offer to provide a defined set of work each month. They also can offer discounts to subscribers, although it’s not required. …

https://techcrunch.com/2021/02/10/fiverr-subscriptions/
10февраля2021
Риски не надо снижать — их надо повышать

1Мне тут один стартап сказал, что хочет посоветоваться со мной, «чтобы снизить риски».

2Парадокс в том, что стартап не должен снижать свои риски — он должен их, наоборот, повышать.

3Почему? Суть MVP — проверять самую рискованную из имеющихся на данный момент гипотез. Не сработает — быстро убили проект. Сработает — получим большой выигрыш из серии «а что — так можно было?».

4Нет никакого смысла начинать с того, в чем нет риска, чтобы потом переходить к рискованным вещам. Если рискованная штука «потом» не сработает, то на руках у нас останется второсортный вторичный бизнес. И на хрена козе баян?

6У вас нет рискованной гипотезы? Значит, вы создаете не стартап. Не хотите начать сразу с неё? Вы просто оттягиваете момент истины.

10февраля2021
Халява, сэр

1На днях обзирал в фастфаундере стартап, который буквально раздает деньги инвесторов своим подписчикам в Твиттере, собирая аудиторию для будущего (предположительно) финтеховского продукта. На что получил комментарий: «Если их ЦА это халявщики, то да…».

2Чуваки, открою вам страшную тайну — каждый человек хотел бы получить свою порцию халявы. Правда, некоторые смирились с тем, что халявы не бывает, и вкалывают. Но мечтают все.

3Поразительный вывод. Эффект массового поражения продукта (как ядерной бомбы) целиком и полностью и определяется степенью похожести оффера на халяву. Есть даже аналог критической массы (без которой ядерного взрыва не произойдет) — переход через уровень похожести оффера на тупую разводку для лохов.

4Собираетесь делать массовый продукт? Насколько ваш оффер похож на халяву? Нинасколько? Тогда у меня для вас плохие новости ;-)

показать еще
© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com