Дело не в продукте. Не в стартапе. И даже не в рынке.
1Известный инвестор Билл Гурли недавно поделился, как он упустил возможность инвестировать в Гугл на раунде А, когда в компании было всего 25 сотрудников. Во-первых, рынок интернет-поиска был тогда хреновым рынком. Капитализация Yahoo рухнула с 82 миллиардов долларов до 10, Excite обанкротился, а ведь были ещё и другие поисковики. Во-вторых, два аспиранта, желающие вместе исполнять должность CEO, не укладывались в классическую картинку правильно управляемого стартапа.
2Очень похожая история была, когда Shopify пытался привлечь инвестиции на старте. Во-первых, рынок в 40 тысяч интернет-магазинов был по венчурным меркам очень маленьким. Во-вторых, владелец интернет-магазина сноубордов не был особо похож на фаундера большой компании.
3Получается, можно сколько угодно пробовать на зуб продукт стартапа, выворачивать наизнанку душу основателей и изучать рынок. Всё равно на основании этих данных нельзя предсказать, может ли стать стартап успешным или нет.
4Единственное, что ключевым образом влияет на возможность его успеха — это вероятность резкого роста целевого рынка. Если этот рынок начнёт бурно расти — то сможет расцвести практически любая воткнутая в этот рынок палка. А если нет — то никакой замечательный продукт, умные основатели и вложенные деньги этому не помогут.
5Поэтому самая главная гипотеза стартапа — это мнение его основателей, почему их рынок в ближайшее время может вырасти в десятки раз! Почему это может произойти даже в независимости от того, сделает стартап свой продукт или нет? Какие пока незаметные изменения в технологиях, экономических условиях или в поведении людей на этом намекают?
6Так что, на хрен эти все «у нас уникальный продукт» или «мы целимся в огромный рынок». Единственное значение имеет объяснение того, почему твой рынок скоро и резко вырастет.
