Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть
26мая2022
Две большие разницы

1В одной из книг Dan Ariely описал, как людям предложили выбрать трюфель за 25 центов или обычную шоколадку за 1 цент. При несущественной разнице в 24 цента большинство выбрало более вкусный трюфель.

2Потом цену уменьшили на один цент. Трюфель стал стоить 24 цента, а шоколадка стала бесплатной. При той же разнице в 24 цента большинство выбрало бесплатную шоколадку!

3Когда один из вариантов бесплатен — дело уже не в разнице в ценах. «Бесплатно» — это тупо другая категория, чем «за деньги».

4Если мы хотим проверить платёжеспособный спрос на свой продукт — бессмысленно раздавать его бесплатно. Как только мы поставим цену хоть в один цент даже на хорошо раздающийся бесплатно продукт — люди внезапно переключатся на более дорогой, но вкусный трюфель.

5Кстати, раздавать трюфели бесплатно, чтобы проверить спрос на них — кажется ещё более бессмысленным занятием ;-)


26мая2022
Идея дня: Как много курьеров и водителей!

Раунд: $4.99M, 24.05.2022

Вы наверняка видели рекламу «банка для предпринимателей»? Но я что-то не припомню рекламы «банка для курьеров и водителей» — хотя их в разы больше! Рынок временных и сменных сотрудников растёт, но остаётся пока недообслуженным — как вследствие своего роста, так и силы инерции нашего мышления. Мы просто в эту сторону плохо смотрим ;-) А речь ведь не только о банках. Тут много разных возможностей. Читать дальше: https://fastfounder.ru/dlja-kurerov-i-voditelej/

25мая2022
Правило N раз

1Чтобы стать сильным, надо каждый день подтягиваться не менее десяти раз. Чтобы написать книгу, надо каждый день писать не менее десяти страниц черновика. Чтобы устроиться на работу, надо каждый день рассылать не менее десяти резюме. Чтобы что-то продать, надо каждый день звонить как минимум десяти клиентам.

2Для любого дела можно найти одно простое действие, которое надо ежедневно выполнять не менее N раз, чтобы безусловно получить результат. Каждый день. Не менее N раз. Фраза «я несколько раз подтянулся, но силы что-то не прибавилось» звучит так же смешно, как фразы «я не могу написать книгу, потому что у меня нет вдохновения» или «я поговорил с несколькими клиентами, но ничего так и не продал».

3Важно! Это должно быть самым прямым и коротким путём к результату. Программировать по тысяче строк ежедневно — не самый прямой путь к продажам. Прогулки по парку в поисках вдохновения — не самый прямой путь к написанию книги.

4Итак, что это в вашем случае?

25мая2022
Закон превращения дорогого в дешёвое

1Кажется, что есть ещё один универсальный закон. То, что было дорогим и штучным — со временем становится дешёвым и массовым.

2Вопреки частому заблуждению, Форд не изобрёл автомобиль. Он придумал, как можно его дёшево и массово производить. В нулевых годах в России рестораны и сотовые телефоны были чуть ли не предметами роскоши, а такси вызывали в исключительных случаях.

3Вот только не надо тыкать пальцем в условный Роллс-Ройс — это другое. Напоминает, как адепты онлайн-образования в самом начале кричали, что интернет сделает образование уровня Стэнфорда и Гарварда доступным для всех. А потом все вдруг поняли, что Стэнфорд продаёт на самом деле не образование, а шильдик на дипломе. Как и Роллс-Ройс.

4Если смотреть на уровне рынков, то на этапе перелома от «дорогого и штучного» к «дешёвому и массовому» находится рынок ухода за пожилыми людьми. Потому что тут происходит два ключевых изменения. Во-первых, продолжительность жизни увеличивается, а порог старческой дряхлости и болезней остаётся почти на том уже уровне, что и раньше. Во-вторых, если брать Россию, то только у стареющих сегодня родителей в массе своей есть дети среднего класса, чего раньше попросту не было.

5Да, на этом рынке кое-кто уже сейчас пытается играть, но без особых успехов. Но это просто количество ещё не перешло в качество. Обычно так и бывает. UiPath, Zoom, Яндекс и MailChimp по 10–15 лет ждали своего первого триумфа. А первый недо-айфон MagicLink появился за 13 лет до первого айфона. Так что, если этой темой начали заниматься уже давно — тем ближе момент будущего перелома рынка ;-)

6Но я сейчас топлю даже не за рынок по уходу за пожилыми людьми, а за принцип. Хотим найти стратегическое направление движения для своего стартапа? Надо искать то, что сейчас продаётся дорого и штучно — и придумать, как это можно сделать дёшево, но с предсказуемым приемлемым качеством. Тогда оно станет массовым.

7Как МакДональдс, например. Кстати, в своё время в России люди, привыкшие к дорогим штучным ресторанам никак не могли взять в толк, почему МакДональдс называется «рестораном». А сейчас удивляются, почему в ресторане в меню нет бургеров ;-)
25мая2022
Идея дня: Идеальный шторм на рынке еды

Раунд: $14.2M, 23.05.2022

Чтобы создать успешный стартап, нужно войти на большой рынок на волне происходящих на нём изменений. И такой рынок сейчас есть! Рестораны и облачные кухни вошли сейчас в фазу «идеальной конкуренции», при которой маржинальность их бизнеса по всем законам экономики начала стремиться к нулю. Нужны новые технологические платформы для оптимизации их операционной деятельности. Какие платформы? Читать дальше: https://fastfounder.ru/idealnyj-shtorm-na-rynke-edy/

24мая2022
Очутившись в жопе, нужно делать самые рискованные ставки

1Это парадоксальный вывод. Потому что обычно в плохой ситуации — хоть нет денег лично у нас, хоть в целом экономика сдувается — так и хочется совершать какие-то менее рискованные шаги.

2Однако в жизни и бизнесе шанс проиграть всегда высок. К тому же, чем меньше риск — тем меньше доходность даже в случае успеха. Вытащит ли нас из образовавшейся жопы маленький выигрыш? Вряд ли.

3Если раньше большинство российских стартапов начинали делать бизнес в России — это было ещё объяснимо. В случае успеха основателю хватало денег на жизнь, квартиру, машину и дачу. Плюс в голове сидела мечта о «масштабировании работающей в России бизнес-модели на другие рынки», обычно имея в виду США. Почему сразу туда не выходили? Потому что это слишком рискованно. Ну да, в хорошей ситуации можно было и не рисковать.

4Сейчас локальный рынок схлопывается. Да и в общем в глобальной экономике назревает какая-то жопа. И что начинают делать основатели? Самый популярный ответ по результатам недавно проведённого опроса — «выходить на рынок Латинской Америки». Почему именно туда? Потому что он чем-то похож на Россию, там невысокий уровень локальных компетенций и меньше конкуренция. Одним словом, риски меньше. Э-э-э, так по изложенной выше теории надо поступать ровно наоборот.

5Когда на локальном рынке было не так уж и плохо — можно было зарабатывать деньги тут. И параллельно потихоньку щупать за вымя условную Бразилию, откладывая самый жирный в мире рынок на потом. А если стало хуже — что надо делать? Идти туда, где риски поменьше? Или туда, куда мы до этого даже не рискнули бы — например, в те же Штаты.

6К слову можно вспомнить известную стратегию Мартингейла — в ней после каждого проигрыша надо удваивать ставку, чтобы выигрыш мог покрыть все предыдущие проигрыши. Это ведь из той же оперы. Проигрался — ставку надо не в два раза уменьшить, а в два раза увеличить.

7Итак, если мы очутились в жопе… Что нам нужно открывать — ларёк с шаурмой или федеральную сеть? На какой рынок нам стоит выходить — в Бразилию или в США? Ну и всё остальное в том же роде.
показать еще
© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com