Если наши будущие герои — люди без опыта работы в целевой позиции, то их стоит научить базовым важным вещам, чтобы ускорить процесс подготовки плана и сократить время до получения первых результатов, по которым можно будет уже о чём-то содержательно судить.
Вот только с понятием «учить» есть проблема. Если мы собираемся научить всех — мы должны учить тому, чему может научиться каждый дурак. А нам не нужны дураки. Если мы учим тому, чему может научиться не каждый — мы должны иметь возможность отсеивать участников в процессе.
Обычные учебные курсы плохо подходят для поиска героев. Там должны научить всех, кто пришел и заплатил деньги. Поэтому приходится опускать планку, разжёвывать и снижать темп. Так у нас получается не школа олимпийского резерва для выявления чемпионов, а церковно-приходская школа для ликвидации безграмотности.
Мотивация — это сильная штука. Она позволяет преодолевать возникающие на пути достижения результата препятствия. О! Парадоксальный вывод: чтобы находить мотивированных людей — надо поставить задачу многим, но начать мешать им достигать результата. Те, кто сумеет дойти до конца, и окажутся нашими ненормальными мотивированными на достижение этого результата.
Совсем не обязательно даже мешать. Достаточно создать жёсткие условия прохождения прохождения препятствий, и все балаболы и горе-энтузиасты сойдут с дистанции — останутся только мотивированные на результат.
По поводу содержания учёбы — будущим героям даже не нужно всё сильно разжевывать. Им достаточно показать концы ниточек, торчащие из нужных клубков знаний. Мы же помним, что способность к самообразованию — отличительная черта неочевидных героев.
Оценивать людей надо не в начале, а в ходе процесса. Для этого надо организовать процесс по быстрому получению результатов, максимально приближенных к боевым. Знания — задание — результат. Справился — идёшь дальше. Не справился — идёшь мимо.
По большому счёту, так в нормальных компаниях и происходит. Боевые задачи, ежедневная работа, при которой результаты или отсутствие результатов проявляются достаточно быстро. Тот, кто хочет и может — прорывается выше, остальные остаются с остальными.
Вот только статистика играет против нас. Тех самых правильных ненормальных — один на сотню или даже тысячу человек. И что — нам нужно нанять сотню людей, чтобы через несколько месяцев оставить работать одного? Нанять одного самого понравившегося с первого взгляда? Реальный шанс, что это на самом деле неочевидный герой — не более 1%.
Найм сотни людей для отсева обойдется слишком дорого. Сотня рабочих мест, несколько десятков сотрудников, кто с этой сотней возится. Несколько десятков отличных работников, заметьте. Которых мы отвлекаем от важной основной работы. Если мы будем выделять на это направление работников по остаточному принципу «кто в другом месте не пригодился» — то и из подопечных ничего хорошего не получится.
Надо как-то уменьшить затраты на содержание такой воронки по засасыванию и отсеву неочевидных героев как минимум на порядок.
Не надо изобретать велосипед. Если на каком-то рынке существует подходящее решение — надо его брать и использовать.
Возьмем венчурный рынок. На нём есть венчурные фонды и акселераторы. Акселераторы работают со стартапами ранних стадий, начиная с идеи и прототипа, и инвестируют в них небольшие деньги. Венчурные фонды не возятся с компаниями ранних стадий, а инвестируют большие деньги в тех, кто уже готов к нормальному выходу на рынок или масштабированию.
Ни у тех, ни у других не бывает стопроцентных успехов:
Однако статистика получается похожая на нашу — сильно выстреливает где-то один из ста стартапов. Только процесс разбит на две части. Сначала — программа акселерации сроком в несколько месяцев, которую проводят акселераторы. А в подготовленных и отфильтрованных выпускников уже потом берутся инвестировать венчурные фонды.
Таким образом акселераторы получают долю малую за широту охвата и возню с молодыми-зелёными. А венчурные фонды, инвестируя в выпускников акселераторов, снижают свои риски до приемлемых «десять к одному».
Стоит заметить, что все заметные акселераторы — независимые, они не действуют в интересах какого-то одного фонда, так как это будет резко снижать ширину воронки. Будущие гении предпочитают не ограничивать свой выбор в самом начале пути.
Возьмем венчурную модель и перенесем на нашу ситуацию:
Такой подход к подготовке итоговых работ, ко всему прочему, позволяет устранить существующие проблемы тестовых заданий. Ведь сама их идея не так уж и плоха.
Акселерационный подход к подготовке людей позволяет совместить процесс обучения и выполнения тестовых заданий. В процессе — обучаем способных и отсеиваем неспособных. На выходе — получаем подготовленных и мотивированных на этот результат людей. В качестве оценочного механизма — смотрим на планы работ кандидатов вместо их резюме.
Думаете, что это чисто мысленный эксперимент? А вот и нет — построенный по этим принципам карьерный акселератор Product University уже работает.
Раскрытие информации. Я сооснователь Product University. Собственно, этот акселератор и появился в результате анализа механизмов работы стартап-рынка в применении к традиционному найму.
Об авторе: