Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть
19мая2022
Жизнеспособное сообщество — это на самом деле Авито по продаже идей. И вот почему.

1Плохой подход к созданию сообщества — гуру собирает учеников ;-) Получается самозанятость. Потому что бизнес — это то, что может в какой-то момент продолжить работать без своего создателя. А тут стоит гуру хоть немного расслабиться, как сообщество начинает сразу разваливаться.

2Поэтому главная цель создания сообщества как продукта — создание внутри сообщества множества горизонтальных связей между его участниками. Когда у членов сообщества появляется, поддерживается и сохраняется тема и желание для регулярного общения между собой. Здесь тоже есть пример плохого подхода — «давайте соберём людей, которые интересуются какой-то темой».

3Ну собрали мы их, ну поговорили они друг с другом на пике начального энтузиазма… а потом этот энтузиазм рассосался, а новых поводов для продолжения разговоров нет. Поэтому кому-то (опять гуру?) надо всё время вбрасывать новые интересные темы для общения — и это либо само собой умирает, либо превращается в сообщество типа «гуру на ручном приводе».

4Какой самый простой и привычный способ возникновения горизонтальных связей? Когда одни люди продают, а другие покупают ;-) Хоть товары, хоть идеи — неважно. При этом делают это регулярно. А в идеальной ситуации — когда любой участник может оказаться и продавцом, и покупателем. Это удваивает потенциал активности на том же количестве участников.

5Самый понятный аналог этому, как ни смешно — Авито. Я думаю, что количество общения на этой платформе на порядки превосходит количество общений в большинстве популярных сообществ. Другой пример — запретная соцсеточка, в которой никто уже просто так не общается. Все что-то кому-то продают — начиная от собственной крутости и заканчивая собственными курсами, товарами и услугами. Но общения по ходу дела — через край ;-)

6Другими словами, конструировать жизнеспособное сообщество нужно как маркетплейс. Есть ли у участников регулярная потребность что-то продавать? Годный ли это товар (идея, услуга)? Есть ли потребность это регулярно покупать? Если да — то на этом каркасе сопутствующее общение зародится само собой. Если такого каркаса нет — придётся всё время работать клоуном самому.

7В общем, хорошее сообщество — это Авито по продаже и покупке идей (услуг, активностей) по какой-то теме, где все чаты между продавцами и покупателями сделаны публичными ;-)
19мая2022
Идея дня: Трудовая революция

Раунд: $55M, 17.05.2022

Рынок труда начал резко меняться. Удалёнка подстегнула фриланс. Фриланс превращается из индивидуального в командный. Вместо штатных сотрудников появляются эластичные «облака» трудовых ресурсов. Это изменения настолько глобальны и драматичны, что на них можно очень много заработать, если вовремя сюда успеть. Сегодняшний стартап, например, вынырнул из ниоткуда с клиентами, выручкой и $60M инвестиций. Читать дальше: https://fastfounder.ru/trudovaja-revoljucija/

18мая2022
Вот, что люди собираются делать сейчас

1На картинке результаты вчерашнего опроса про «самую главную сейчас задачу». Понятно, что подписчики Тёмной стороны — предприниматели, поэтому перекос в сторону предпринимательства среди ответов очевиден. Но всё-таки отрадно, что 49% хотят не свалить, не устроиться на работу, не сидеть и ждать — а запускать новые бизнесы.

2Тем же, кто выбрал «Сохранить бизнес», хочу ещё раз напомнить про высказанную во вчерашнем посте мысль — что при большом падении бизнеса варианта «сохранить» обычно не существует. Так как для того, чтобы вернуться на прежние уровни после падения на 50–75%, надо вырасти в 2–4 раза. А это вряд ли получится, реанимируя старое — придётся запускать что-то новое.

3Ну а тем, кто собирается запускать новое — желаю изобретать поменьше велосипедов и наступать на поменьше граблей. Самый простой способ для этого — начинать с адаптации удачных зарубежных образцов. Тем более, что на фоне изоляции нашего рынка этот подход может оказаться ещё более актуален, чем раньше. Похоже, что мой фастфаундер с разборами новых интересных стартапов тоже автоматически стал более актуален ;-)

18мая2022
Главная метрика стартапа

1Неопытный человек считает, что инвестиции стартапу дают «на жизнь». Но нет. Каждый раунд инвестиций даётся на то, чтобы стартап успел на эти деньги добежать до следующего раунда по более высокой оценке. Обычное время такого забега за раундом — от 12 до 24 месяцев

2Новая оценка обычно определяется умножением некого мультипликатора на выручку. В хорошие времена — мультипликатор прикладывается к будущей выручке, в плохие — к текущей. Прямо сейчас и на американском рынке, кстати, происходит смена времён от хороших к плохим, вызвавшая резкое падение стоимости акций публичных компаний и оценок стартапов.

3Тем не менее, с тем ли мультипликатором или другим, у каждого стартапа в каждый момент времени есть одна чёткая цель — к такой-то дате мы должны подойти с такой-то выручкой, чтобы иметь такую-то оценку. А на это у нас есть только те деньги, которые сейчас лежат на счету — собственные деньги или остаток от прошлого раунда инвестиций.

4Поэтому главная метрика, которая показывает нам «успеем или нет» — насколько эффективно мы жжём деньги. Этот показатель называется «коэффициентом сжигания» (burn multiple) — отношение того, сколько денег мы тратим, чтобы добавить сколько-то к прибавке в выручке. Например, если стартап потратил $40M на то, чтобы добавить $10M к ARR (Annual Recurring Rate, планируемая годовая выручка), то его коэффициент сжигания — 4x.

5Планируемую годовую выручку, как и свои затраты — а, следовательно, и коэффициент сжигания — мы способны грубо оценить по результатам прошедших 30 дней. Таким образом, у нас появился термометр, который мы можем каждый день засовывать подмышку своему стартапу и смотреть, как у него дела — он идёт на поправку или наоборот.

6Какое значение коэффициента сжигания считать «нормальной температурой»? Венчурный фонд a16z считает так:
ARR $0–$10M: 1.6x
ARR $10–$25M: 1.4x
ARR $25–$75M: 0.7x
ARR $75M+: 0.5x

7Вы можете сказать: «Кому прямо сейчас в текущей ситуации нужны эти упражнения с вычислением стоимости, ведь инвесторы сейчас денег не дают». Может быть, не дают, не потому что не хотят — а потому что в нынешней ситуации никто из стартапов не может такими темпами расти?

8«Никто» или «почти никто»? Может быть, вы станете тем самым исключением, без которого не обходится ни одно правило?

Значения показателей подсмотрены здесь: https://future.a16z.com/framework-valuation-navigating-down-markets/
18мая2022
Идея дня: Роботы против банков

Раунд: $12M, 12.05.2022

Вы наверняка сталкивались с тем, что банк списывает лишние комиссии или выставляет необоснованные штрафы. Но станете ли вы с калькулятором в руках отслеживать все транзакции и тратить время на разборки с банком по каждой мелочи? А если переложить этот геморрой на роботов — мы получим полезный «продукт-магнит», притягивающий аудиторию. Которой мы сможем успешно продавать потом и другие наши продукты. Читать дальше: https://fastfounder.ru/roboty-protiv-bankov/

17мая2022
«Сохранить нельзя запускать» — где поставить запятую?

1Сначала хотел спросить, какая для вас сейчас самая главная задача — запустить новый бизнес, устроиться на работу или свалить отсюда.

2Потом понял, что, кроме «найти», должны быть ещё варианты «сохранить» — сохранить заработанные деньги, удержаться на работе. На автомате начал добавлять вариант «сохранить бизнес». И вдруг осознал…

3что такого варианта на самом деле нет. Ну, смотрите. Если бизнес упал на 10%, чтобы вернуться к прошлому уровню, нужно вырасти на 11.1% — это вырасти на столько же, насколько упал. А если мы упали на 50% — чтобы вернуться, надо вырасти в два раза. Если упали на 75% — в четыре. А в нынешних условиях сохранять надо, наверное, падающий более чем на 10% бизнес.

4Быстрый рост в разы — это уже не «сохранить старое». Это на самом деле — «запустить новое». Но на базе старого — с теми же людьми, с теми же своими компетенциями. Но это должен быть уже другой продукт и/или другой рынок. Ведь бизнес сейчас падает не потому что мы стали хуже стараться, а потому что ситуация изменилась. И быстро она обратно не откатится.

5Так что, хотите «сохранить бизнес» — перестаньте ломать голову над тем, как его сохранить. Ищите лучше новые приложения своим старым талантам. Ведь любые изменения открывают новые возможности.

А опрос я, тем не менее, решил тоже провести ;-) Добавьте свой вариант ответа тут: https://t.me/temno/4637
показать еще
© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com