Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть
6августа2022
Как понять, что жизнь налаживается?

1Вчера основатель хвалился ростом количества программистов в стартапе — типа «всё круто, задач куча, планов громадьё».

2И тут я сообразил, что у стартапа есть только один признак хорошего трекшна — увеличение количества сотрудников технической поддержки.

3Нет, рост количества продажников плохо коррелирует с ростом используемости продукта или ростом его продаж. Иногда их начинают нанимать ещё больше, пытаясь исправить ситуацию с плохими продажами. И если продукт удалось даже впарить — это не означает, что им начнут пользоваться.

4В общем, это ответ на популярный вопрос основателей: «Как нам понять, что пора идти за инвестициями?». Когда на первый план у вас выходит необходимость найма не программистов, продажников или маркетологов — а сотрудников технической поддержки ;-)

6августа2022
Идея дня: Как зайти на этот рынок?

Инвестиции: $1.2M, 04.08.2022

Школьники и студенты — большой и вечный рынок. Соответственно, есть большое и вечное желание на нём заработать ;-) Но как? Неужели все возможности ограничиваются только репетиторством и подготовкой к экзаменам? Наверняка нет! Прикольно, что для входа на этот рынок главное — выбрать правильный процесс. Например, есть слона по частям и создавать стадный эффект. А идею в нужную сторону можно вывернуть и по ходу дела. Читать дальше: https://fastfounder.ru/kak-zajti-na-jetot-rynok/

5августа2022
Ходим по золоту и не замечаем

1Заставил задуматься комментарий на вчерашний мой пост о том, что можно конкурировать с большим игроком, если взять и превратить его второстепенное свойства в отдельный продукт. «Интересно! Мы, кстати, взяли небольшой кусочек по управлению репутации из собственного агентства и начали делать из него отдельную историю. Как результат — совсем другое отношение и, как следствие, совсем другие результаты.»

2Когда-то Стюарт Баттерфилд решил сделать игру. Игра не получилась, но выдранный из неё модуль по загрузке фотографий игроков превратился в известнейший в своё время сервис Flickr, который в 2005 году был продан Yahoo за $35M. Стюарт не успокоился и начал делать новую игру — и эта игра опять не получилась. Но по ходу дела внутри проекта появилась платформа для общения сотрудников. Которую он превратил в Slack и продал Salesforce за $27.7B.

3Хм, возьмём даже мой фастфаундер. Из него можно выдрать и превратить в отдельный продукт систему управления подписками (к которой налипло уже много полезных мелочей, и ещё столько же лежит в бэклоге). А из поисковика по сайтам стартапов можно сделать платформу для создания тематических поисковых машинок. И всё ведь окажется прямо по тексту комментария: «отдельная история -> другое отношение -> другие результаты» ;-)

4Или вот Борис Пастернак. Он ведь считал своим самым главным произведением роман «Доктор Живаго». А к нему приложил стихи, как бы написанные главным героем. И Пастернака теперь за эти стихи называют великим русским поэтом, а не прозаиком.

5Наверное, мы слишком увлечены главной идеей продукта, которую хотим сделать уникальной. А по ходу дела создаём много вспомогательных вещей, которые мы уникальными сделать не пытаемся… и поэтому они могут оказаться нужны всем ;-)

6Та-а-ак, пора посмотреть на свои продукты свежим взглядом. Что полезного мы из них можем выдрать?

5августа2022
Идея дня: Нужно помочь выбрать!

Инвестиции: $14M, 02.08.2022

Количество новых товарных брендов увеличивается настолько резкими темпами, что становится непонятно — как эти товары искать и как среди них выбирать. Сразу напрашивается аналогия с обычными интернет-поисковиками, которые внезапно (!) стали популярны из-за резкого увеличения количества интернет-сайтов. Вырисовывается интересная задачка — решая которую, можно замахнуться на очень большой и перспективный рынок. Читать дальше: https://fastfounder.ru/bolshaja-problema-bolshogo-vybora/

4августа2022
Изучать конкурентов… но не для того, о чём вы подумали

1У маленького стартапа вряд ли хватит сил и денег, чтобы сражаться лоб в лоб с большим конкурентом. Однако есть два обходных пути. Достаточно сообразить, что каждый большой конкурент неизбежно успел отрастить целый сонм второстепенных свойств — вокруг того самого первого и главного, с чем он когда-то вышел на рынок.

2Первый путь — выбрать второстепенное свойство продукта конкурента и превратить его в свой главный продукт. Тогда мы сможем добавить в него более широкий и глубокий набор фишек — созданием которых для второстепенного свойства в большой компании никто заморачиваться не станет. Навскидку в голову приходит сервис DocSend для отправки презентаций — который создали как отдельный продукт, несмотря на то, что шеринг файлов был второстепенной функцией любого продукта по их созданию. В прошлом году их купил Dropbox за $165M.

3Второй путь — взять второстепенную аудиторию и создать для неё более простой аналог продукта конкурента, из которого сознательно выкинуты все лишние свойства. Самый близкий к нам пример — как Тильда заменила WordPress людям, которым достаточно ваять красивые лендинги и мини-сайты.

4Парадокс получается. Мы обычно изучаем конкурентов, чтобы изучать их сильные свойства. А можно ведь наоборот! Изучать вместо этого их слабые места — второстепенные свойства и второстепенные аудитории.

5Этими свойствами кто-то пользуется, эта аудитория уже есть — значит, конкуренты проделали за нас большую часть работы по поиску идей и проверке их востребованности. А нам осталось только придумать, как обратить это лежащее у них без особого толка оружие против них.

6Изучать свойства конкурентов под таким углом — это более алгоритмичный подход, чем пытаться придумывать что-то совершенно новое из головы. Или фантазировать на тему того, как мы найдём кучу денег, чтобы победить их в лобовом бою.

4августа2022
Попробуем попроще

1Обратил внимание, что описание продукта в презентациях стартапов излагается обычно на каком-то заумном птичьем языке. Мало того, основатели ещё на этом языке даже разговаривают. А многие — на нём ещё и думать умудряются.

2И что-то мне подсказывает, что главная проблема с поиском хорошей идеи — в том, что мы слишком сильно абстрагируемся от действительности. То есть ищем их в абстрактном пространстве рынков, потребностей, трендов, сегментов аудитории, платформ, функций, элементов геймификации и того подобного. А потом удивляемся, что большинство стартапов умирает из-за того, что в реальной жизни оказываются никому не нужны.

3А что мешает нам попроще сформулировать задачу по поиску идеи для стартапа?

4Например — «как я могу сделать жизнь моего знакомого Васи Пупкина настолько удобной, чтобы он мне за это даже заплатил?». Если про B2B — «чем я могу помочь знакомому Иван Иванычу, работающему на такой-то должности, так выслужиться перед начальством, что он не побоится заплатить мне за это деньгами компании?».

5Да ничего не мешает на самом деле. Пробуем?

6Кстати, я вам секрет открою, что инвесторы тоже этого птичьего языка не любят. Так что, последующий пересказ «умными» словами даже не потребуется.
показать еще
© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com