Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть
1сентября2022
Стартап-айкидо

1Бывший президент YC Сэм Альтман на днях удивился в Твиттере, что инвесторы хорошо понимают рост стартапа по экспоненте. Но не понимают, что по экспоненте могут расти ещё и рынки. А с фразой «слишком маленький рынок» инвесторы упустили больше возможностей заработать, чем по любой другой причине.

2На что сегодня основатель Airbnb ему ответил, что именно с этой фразой инвесторы им в своё время и отказывали. И это навело меня на простую, но важную мысль.

3Маленькому стартапу очень сложно придумать необыкновенный продукт. А потом ещё умудриться найти кучу денег, чтобы подвинуть больших игроков на большом рынке. Стартапу гораздо проще выйти на маленький рынок — рассчитывая на то, что он начнёт расти по экспоненте. И тогда стартап будет расти по экспоненте вместе с ним.

4То есть задача сильно упрощается. Стартапу не нужно доказывать, что его рынок большой, а продукт необыкновенный. Да, рынок маленький. Но сейчас он начнёт расти. Потому что в мире произошли вот такие изменения. Потому что вот так меняются привычки людей. Потому что появились и развиваются вот такие технологии.

5Только, ради бога, не стоит заявлять, что рынок будет расти из-за появления нашего продукта. Наоборот — рынок будет расти с вами или без вас, потому что это «историческая неизбежность». Но он будет тянуть за собой вверх наш продукт, потому что мы оказались вместе с ним в нужный момент в нужном месте.

6Другими словами, презентация стартапа превращается в презентацию рынка. Что за рынок, что на нём происходит, почему он будет расти. А уже на фоне этой эпический картины маслом — наш маленький скромный стартап.

7Айкидо основано на умении использовать и перенаправлять силу соперника. А тут стартап использует и перенаправляет к своей пользе силу рынка. Стартап-айкидо получается?

1сентября2022
Идея дня: Запихнём облако в нишу

Инвестиции: $4M, 23.08.2022

Есть прикольный способ создания нишевого сервиса. Берём облачное хранилище — а потом прикручиваем к нему несколько специфических для этой ниши инструментов. Технологически это ведь не суперсложная задачка. Прелесть же подхода в том, что эти сервисы умудряются быстро набирать популярность даже безо всякий инвестиций. А инвестиции они поднимают уже на рост. Как же могут выглядеть такие сервисы? Читать дальше: https://fastfounder.ru/zapihnjom-oblako-v-nishu/

31августа2022
Другое надо обосновывать

1Пол Грэм на днях сокрушался в Твиттере, что ему вновь и вновь приходится объяснять основателям одну и ту же вещь (потому что она контринтуитивна?) — «Вам не нужно убеждать инвесторов в том, что вы гарантированно станете большой компанией. Вам достаточно показать, что у вас есть на это хоть какой-то шанс». Какой?

2Давайте считать «большой» компанию стоимостью 10 миллиардов долларов. Если вы сейчас поднимаете раунд по оценке 10 миллионов — на этом этапе шанс может составлять всего 0.1% (разделите 10 миллионов на 10 миллиардов). Если учесть упущенную доходность инвестора на вложенный капитал и размытие его доли, то нужно повысить этот шанс, к примеру, в 10 раз. Но и тогда получится всего 1%.

3Получается, что хорошая инвестиция на первом-втором году жизни компании — это стартап хотя бы с 1% шансом на то, чтобы стать большой компанией. В этот момент довольно глупо пытаться доказать, что у вас есть что-то большее, чем 1% шанса на успех. А тот, кто пытается это сделать, обычно слишком самонадеян. Что сразу же заметно всем, кто его слушает ;-)

4Можно это перефразировать. Основателю не нужно лезть из кожи вон, доказывая, что он непременно придёт к успеху. Ему нужно описать счастливое стечение обстоятельств, которое может его к этому успеху привести.

5Во-первых, это создаёт в голове основателя более реалистичную картину мира, в которой по своим местам расставлены потенциальные угрозы и возможности. А то слайд со SWOT-анализом обычно выглядит как «все слабаки, а я д'Артаньян».

6Во-вторых, проверка каждого из этих счастливых обстоятельств — и есть план работы стартапа на ближайшие несколько лет.

7Забавно же. Поднять деньги проще всего, показав, что у тебя есть 99% шансов провалиться ;-)

PS Обратите внимание, что это правило только для тех, кто хочет стать большой компанией. Если амбиции сильно ниже, то шансы на успех должны быть чертовски близки к 100%.

31августа2022
Идея дня: Иногда проще спросить

Инвестиции: $2.5M, 06.08.2022

Как интернет-магазин может в 2 раза увеличить конверсию из посетителя в покупателя? А увеличить сумму покупки в 2 раза? Оказывается, есть довольно простой способ этого добиться, про который все почему-то забыли ;-) А вот если про него вспомнить и его реализовать — у нас в руках окажется платформа, с которой мы сможем постучаться на огромный рынок электронной коммерции. Читать дальше: https://fastfounder.ru/inogda-proshhe-sprosit/

30августа2022
А если ничего не выдумывать, то куда идти?

1Есть практическое правило, называемое «эффектом Линди» — ожидаемая продолжительность существования феномена прямо пропорциональна тому, сколько он существовал до этого. Если спектакль продержался на Бродвее сто дней, то он продержится ещё сто. Если бизнес прожил пять лет, то высока вероятность, что он проживёт ещё пять лет.

2Но это, наверное, если ничего на рынке, в технологиях или поведении людей за это время не изменится. Поэтому с учётом возможности изменений можно сформулировать обратный эффект.

3Если произошли изменения, в результате которых хотя бы небольшое количество людей предпочло делать привычные вещи новым способом — за обозримое время их количество вырастет в десятки раз.

4Ха! Но ведь это тот самый рынок и то самое время, когда на него с таким продуктом надо входить. А потом тупо впахивать в стиле «бери больше, кидай дальше» — у нас дешевле, быстрее, проще или мы просто первыми вас поймали ;-)

5Раньше пропасть между ранними адептами и прагматиками была довольно длинной (как в книге «Дилемма инноватора»). Но с тех пор скорость распространения и принятия новых технологий сильно выросла — так что эту пропасть уже вполне реально «пересидеть».

6К тому же, если в описанном выше «обратном эффекте» заменить «люди» на «бизнесы», то всё будет ещё веселее. Потому что бизнесы — по определению «прагматики». Поэтому тут нет пропасти между ранними адептами и прагматиками — есть зазор между более быстрыми и более медленными прагматиками. Чем больше рынок —> тем выше на рынке конкуренция —> тем размер этого зазора меньше.

7В общем, если не хочется тратить время и мозги и время на выдумывание и проверку абстрактных идей — найдите большой рынок, на котором условный 1% людей или бизнесов начал делать привычные вещи новым способом… и берите больше, кидайте дальше. Есть большие шансы на то, что рано или поздно это с лихвой окупится.

30августа2022
Идея дня: Им стали нужны технологии

Инвестиции: $20M, 23.08.2022

Есть скучные и большие рынки, на которые энтузиасты технологий обычно не обращают внимания. Например, в США тратится более 100 миллиардов долларов на услуги по управлению коммерческой недвижимостью — уборку, ремонт и прочие скучные услуги. Фишка в том, что такие рынки начинают резко оцифровываться. И это даёт нам шанс прямо сейчас туда зайти. Но зачем и какие технологические платформы там нужны? Читать дальше: https://fastfounder.ru/im-stali-nuzhny-tehnologii/

показать еще
© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com