1апреля2024
1. «Масштабируемость» и «повторяемость» бизнес-модели — это две совершенно разные вещи. Хотя их часто смешивают или путают.
2Масштабируемость — это когда выручка бизнеса может расти быстрее затрат. Повторяемость — это когда можно повторять те же самые действия, чтобы бизнес продолжал в том же темпе расти.
3Бизнес-модель может быть и масштабируемой, и повторяемой. Пример — сеть продуктовых магазинов. Он повторяемый, так как открытие каждой новой точки по тому же рецепту пропорционально увеличивает выручку сети. Он масштабируемый, так как при увеличении количества магазинов мы закупаем продукты всё дешевле и дешевле со скидкой за объём.
4Она может быть повторяемой, но не масштабируемой. Пример — сеть мастерских по ремонту обуви. Этот бизнес немасштабируемый, так как один мастер за ту же зарплату не сможет быстрее ремонтировать обувь по мере увеличения количества мастерских.
5А может быть масштабируемой, но не повторяемой 😉 Например, у облачного сервиса затраты на серверы и службу поддержки должны расти медленнее, чем выручка от количества его клиентов. Но выручка ни хрена не растёт, так как ты не можешь нащупать одно действие, которые можно бесконечно повторять, чтобы получать новых клиентов. Или ты регулярно тратишь одну и ту же сумму на рекламу, а количество приходящих по ней новых клиентов заметно и неуклонно уменьшается.
6Если выбирать между масштабируемостью и повторяемостью, то я безусловно выберу повторяемость.
7Во-первых, повторять одно и то же проще, чем всё время выдумывать новое.
8Во-вторых, на выполнение того же самого действия можно натренировать любого дурака, и самому этим не заниматься.
9В-третьих, если даже маржа этого бизнеса не будет увеличиваться (он ведь немасштабируемый) — то абсолютное количество зарабатываемых денег по мере найма большего количества дураков всё равно будет расти.
