Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть
показать все
26мая2022
Поединок мастеров под проливным дождём

1Я, конечно, не мастер боевых искусств ;-) Но я читал, что когда в поединке сходятся настоящие мастера — побеждает не тот, кто круче. Просто проигрывает тот, кто первым ошибся.

2В презентации известного венчурного фонда Секвойя о том, как стартапам пережить тяжёлые времена, есть отличный слайд: «Ты вряд ли обгонишь 15 машин прекрасным солнечным днём. Зато ты можешь это сделать, когда идёт дождь.». Потому что кто-то будет бояться ехать быстро, кто-то будет проскальзывать, а кого-то вообще вынесет с дороги.

3Поэтому в нашем стартапе нам сейчас главное — не допускать грубых ошибок. И надеяться, что их совершат те, кто не успел перестроиться. Или попросту не может этого сделать из-за недостатков своей бизнес-модели

4Дождь уже пошёл. Акции падают. Оценки стартапов падают. Время бесплатных денег, которыми готовы были финансировать рост стартапов любой ценой, прошёл. Фокус сместился на стартапы, умеющие зарабатывать.

5Однако это не означает, что нужно закукливаться. Истинная креативность проявляется только в условиях жёстких ограничений — по времени, по ресурсам, по деньгам. Нужно переключить модель своего мышления от «или-или» (типа «или рост, или зарабатывать») к «и то, и другое» — а почему мы не можем одновременно и расти, и зарабатывать?

6Для этого есть три способа. Нормальный — резать расходы. Хороший — улучшать юнит-экономику. Самый лучший — больше продавать и зарабатывать.

7А ещё не надо забывать, что масштабировать можно только простые вещи, сложные вещи не масштабируются. Поэтому надо сокращать все «ещё одно направление» и сосредоточиться на том, как ваши клиенты с вашей помощью смогут больше зарабатывать и меньше тратить. Всё остальное они покупать просто не будут.

8Кстати, ничего страшного во всём этом нет. Это просто возвращение к тем временам, когда бизнес назывался бизнесом. Когда никакой пи@добол, привлёкший кучу бабла под красивую презентацию и негодную бизнес-модель, не мог вытолкнуть тебя с дороги. И ничего — жили и зарабатывали. Значит — будем жить и зарабатывать.

9В общем, как сказал основатель одного из стартапов, с которым я работаю: «Ага, я понял. Надо зарабатывать. Но делать это так, как будто мы собираемся на IPO» ;-)

Выше было краткое и очень вольное изложение презентации Секвойи. За исключением реальной цитаты стартапа из моего с ним разговора. Все 52 слайда презентации можно почитать тут: https://content.fortune.com/wp-content/uploads/2022/05/Adapting_to_Endure_May_2022.pdf
 
© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com