9июня2020
Минимально жизнеспособные семь миль пути
Уроки золотой лихорадки. Часть вторая.
Факты
1Почти 200 тысяч человек, более 1% тогдашнего населения всей Америки, приехали в Калифорнию в поисках золота. Исключая годы мировых войн, это была самая большая миграция американцев за всю историю.
2В конце 1840-х годов три американских бизнесмена подняли миллион тогдашних долларов на строительство железной дороги в Калифорнию. Но деньги быстро закончились, а им удалось построить всего семь миль железнодорожного пути.
3В 1851 году первая группа мигрантов обратилась к владельцам строительства за разрешением проехать хотя бы семь миль по этой дороге, потому что даже такое ускорение пути до Калифорнии было очень важным. Владельцы поняли, что они могут начать зарабатывать даже на недостроенной дороге. Начав зарабатывать, подняли еще денег от банкиров и вложили их в достройку дороги.
4Перед началом первых перевозок локальный офис решил подшутить над штаб-квартирой и отправил туда предложения по тарифам с абсурдно высокими ценами. Но менеджеры восприняли это серьезно и одобрили эти цены. И самое главное, что пассажиры эти деньги платили. Потому что до открытия Трансконтинентальной железной дороги в 1869 году, не было другого способа быстро добраться до Калифорнии.
5Когда в 1855 году строительство, наконец, закончилось, железная дорога была прибыльной уже несколько лет. Выйдя на биржу, компания стала самой дорогой компанией на Нью-Йоркской бирже.
Выводы
1Лопаты во время золотой лихорадки — это хорошо. Но железная дорога — еще лучше. Гораздо выгоднее продавать не инструменты, а инфраструктуру.
2Только монополия позволяет устанавливать такие цены, на которых можно заработать. На конкурентном рынке маржинальность любого бизнеса стремится к нулю.
3И самое главное — продавать можно и нужно даже то, что еще не готово. Эти семь миль стали минимальным жизнеспособным продуктом, позволившим создать самую дорогую компанию на бирже. Без этих семи миль не было бы ничего.
Продолжение следует…