14ноября2024
Как вырастить оценку своего стартапа в 10 раз?
1Весной 2000 года PayPal поднял инвестиции по оценке 500 миллионов долларов. Вроде хорошо, но ничего особенного. Если бы всего 3 месяца назад он бы не поднял предыдущий раунд по оценке 45 миллионов. Больше 10 раз за 3 месяца! Но как?
2Ведь стартапы обычно поднимают новые раунды по оценкам, сравнимым с предыдущими. Типа «на прошлом раунде оценка была X, а теперь мы заслуживаем 1.5X» 😉 Если бы PayPal сказал, что «за 3 месяца мы успели заслужить 10X» — над ним бы посмеялись.
3Вместо этого он сказал, что этот раунд — последний перед выходом на биржу. И поэтому их стали оценивать не относительно предыдущего раунда, а относительно того, сколько он будет стоит при выходе на биржу. Вот так им удалось сделать 10 иксов к предыдущей оценке.
4Главой PayPal был тогда Питер Тиль, который потом обобщил этот подход: «Оценка стартапа никогда не должны быть премией к прошлому. Она должна быть дисконтом к будущему! Нужно показать, почему стартап скоро будет стоит больше, чтобы дать скидку относительно этой оценки.».
5Другими словами, не нужно объяснять инвесторам, насколько вы продвинулись по сравнению с прошлым. Нужно показывать, насколько вы приблизились к будущему!
6Плюс к этому, как должно происходить при продаже чего угодно, нужно создать у покупателя или инвестора чувство спешки — ты много потеряешь, если не успеешь сделать это прямо сейчас. «Последний раунд перед IPO» — хороший повод поспешить.
7Как показать, что твой стартап приблизился к будущему, в котором он будет стоит значительно дороже? Что ты планируешь сделать в ближайшее время, из-за чего стоимость стартапа очевидно вырастет? Если есть хорошие ответы на эти вопросы — пора идти за инвестициями по оценке 10X к предыдущему раунду 😉
