Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть
показать все
19марта2024
Является ли пивот признаком неудачи стартапа? А это у кого как 😉

1Пивот — это не неудача, когда ты продолжаешь «протаскивать» ту же самую большую идею через последовательность успешных и неуспешных продуктов.

2Последовательно идя к большой цели, ты исследуешь новые возможности и приобретаешь новый опыт — которые позволят тебе рано или поздно сделать крутой продукт. Потому что сразу и целиком придумать что-то по-настоящему крутое на пустом месте практически невозможно.

3Каждый из этих продуктов может не только принести успех, но и выявить новые проблемы. Если проблема неожиданная, её вряд ли удастся решить в рамках старого продукта — поэтому придётся создавать что-то новое.

4Даже более того, если ты увидел неожиданную проблему — значит, у тебя есть шанс перескочить на следующий уровень. Гораздо хуже, когда ты в какой-то момент решаешь, что ты сделал всё что мог 😉 Это означает, что ты застрял в развитии.

5Переход на следующий уровень — это не улучшение, а изменение. И оно часто требует не только создать новый продукт, но и убить старый. Это и есть пивот — который в данном случае становится признаком не неудачи, а того, что ты продолжаешь двигаться вперёд и вверх.

6Правда, цель для этого должна быть достаточно большой. Она не может быть похожа на «создать продукт, который делает вот это вот таким способом». А похожа на то, что «люди уже это делают, но в течение ближайших 10 лет это будет делать ещё больше людей, и мы им должны в этом помочь».

7Без конкретного примера эти слова могут оказаться непонятны. Поэтому вот история пивотов одного стартапа, который в первый раз отказался от 1.5 миллионов годовой выручки, а второй раз — от 1 миллиона чистой прибыли. Но продолжает упорно двигаться к своей большой цели. Про него я писал в закрытом фастфаундере, но пример настолько показателен, что я открыл этот обзор для прочтения всем: https://fastfounder.ru/delaj-to-chto-sam-hochesh/

 
© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com