16ноября2023
Их нельзя подкупить, но можно вознаградить
1Есть теория, что судьбу стартапа определяет то, сумеет ли он, и насколько быстро приобрести первую тысячу фанатов. В крайнем случае, на них уже можно зарабатывать на жизнь ;-)
2«А можно ли таких фанатов подкупить?», спросили тут у меня. Нет, их нельзя подкупить. Но их можно вознаградить за то, что они делают и так. Чтобы они делали это ещё чаще, больше и дольше.
3Конечно, обычных пользователей можно подкупить — большими скидками или жирными откатами. Пока никто другой не предложит им скидку побольше или откат пожирнее. Что рано или поздно кто-то из конкурентов сделает. Так вы и будете перетягивать клиентов, пока все не станут работать в ноль.
4Вообще, стремление подкупить пользователь играет дурную роль в маркетинге. Так программы «лояльности» ресторанов вдруг превращаются в попытку заманить или удержать случайных посетителей копеечными скидками и бонусами. Вместо того, чтобы дать причину более-менее регулярным посетителям превратиться в постоянных. Для чего «десятая кружка кофе бесплатно» тупо не работает.
5Равно как и скидка аж в 30% для пользователя, решившего отменить подписку на сервис, которым он пользуется раз в год. И чего создатель сервиса хочет этим по большому счёту добиться — отсрочить неизбежное или обмануть себя?
6Выделение настоящих фанатов — это, кстати, отдельная техническая задачка. Потому что жаркие благодарственные письма создателям сервисов чаще всего пишут быстро загорающиеся и так же быстро остывающие люди, которые быстро к тебе прибежали, и так же быстро от тебя убегут. А понять, что им можно дать, можно, только поняв, что они уже делают — что является второй технической задачкой.
7Если ты начинающий стартап, твоя цель — найти 1,000 настоящих фанатов и придумать, как их за это вознаградить. А если ты уже на более поздней стадии — то всё то же самое, но про 10 или 100 тысяч ;-)
