27сентября2023
Успех стартапа нельзя объяснить статистикой. А чем тогда можно?
1«По единичным наблюдениям нельзя сделать выводы, претендующие на статистическую ценность», — написали в комментах на один из моих недавних постов. Статистической ценности в таких наблюдениях, наверное, нет. Но стартапы по определению должны опровергать законы статистики. Хотя бы потому что среднестатистический стартап умирает, не добившись успеха ;-)
2Поэтому любой успешный стартап — это «ошибка выжившего». А выживает он, только благодаря умению замечать «единичные случаи». И анализировать их на предмет того, что это — а) случайное исключение из правил, б) вещь, которую никто не замечает, или в) признак начинающих происходить сейчас изменений.
3В втором и третьем случае единичные наблюдения могут привести к успеху — потому что ты заметил нечто раньше других и успел это использовать. Пока количество таких единичек не увеличилось настолько, чтобы превратиться в общеизвестную статистику ;-)
4На которой ты хрен большие деньги заработаешь. Потому что нельзя заработать большие деньги на том, что известно всем.
5Вот и приходится стартапам стараться зарабатывать большие деньги на единичных наблюдениях. Так что нужно не гнобить тех, кто умеет их делать и анализировать — а самому поступать так же ;-)
6Да, не всякое единичное наблюдение может привести к успеху. Но всё, что приводит к успеху — когда-то было единичным наблюдением.
7Тренируй чуйку, короче. Ведь чуйка — это как раз умение делать правильные выводы из единичных наблюдений.