5апреля2023
«Первый раз слышу, чтобы у предпринимателя было плохо с идеями» (из комментариев)
1Это смотря у какого ;-) У начинающих предпринимателей — идей обычно навалом, а у опытных — очень мало. Они часто даже предпочитают копировать или вкладывать в чужие идеи — вместо того, чтобы придумывать свои. Классический пример — Илон Маск, нашедший Теслу и ставший её акционером.
2Есть эффект Даннинга-Крюгера. Суть его в том, что люди с низкими компетенциями склонны переоценивать свои возможности — что становится причиной их излишней самоуверенности в собственной гениальности.
3Количество идей у предпринимателя — из той же оперы. Когда предпринимательский опыт невелик — каждая пришедшая в голову идея кажется гениальной ;-) Что безусловно не так — иначе подавляющий процент стартапов не умирал бы.
4По мере накопления опыта количество сидящих в голове идей резко уменьшается. Потому что большинство из них прямо с порога отбрасывается — не проходя фильтры опыта и выросших амбиций.
5Ну это как начинающий торговец акциями покупает и продаёт акции кучи компаний каждый день — считая себя гениальным трейдером. А Уоррен Баффетт жаловался, что инвестиционная идея, отвечающая всем его критериям, появляется, дай бог, раз в год.
6То есть главная компетенция предпринимателя состоит не в умении придумывать идеи. А в умении их фильтровать.
7Так что тренируем предпринимательские навыки так. Берём все свои «хорошие» идеи по очереди — и для каждой из них находим причины, почему она плохая. Не «как её улучшить» или «какие в ней слабые места» — а почему она плоха настолько, что за неё вообще не стоит браться.
8Предпринимательский опыт появляется — когда таким образом с первого взгляда ты сможешь хоронить 99.99% своих идей. И внезапно поймаешь себя на том, что начал смотреть по сторонам в поиске чужих ;-)
9В общем, не расстраивайся, если тебе не хватает идей. Значит, ты уже созрел для того, чтобы найти реально хорошую идею.
