1сентября2022
Стартап-айкидо
1Бывший президент YC Сэм Альтман на днях удивился в Твиттере, что инвесторы хорошо понимают рост стартапа по экспоненте. Но не понимают, что по экспоненте могут расти ещё и рынки. А с фразой «слишком маленький рынок» инвесторы упустили больше возможностей заработать, чем по любой другой причине.
2На что сегодня основатель Airbnb ему ответил, что именно с этой фразой инвесторы им в своё время и отказывали. И это навело меня на простую, но важную мысль.
3Маленькому стартапу очень сложно придумать необыкновенный продукт. А потом ещё умудриться найти кучу денег, чтобы подвинуть больших игроков на большом рынке. Стартапу гораздо проще выйти на маленький рынок — рассчитывая на то, что он начнёт расти по экспоненте. И тогда стартап будет расти по экспоненте вместе с ним.
4То есть задача сильно упрощается. Стартапу не нужно доказывать, что его рынок большой, а продукт необыкновенный. Да, рынок маленький. Но сейчас он начнёт расти. Потому что в мире произошли вот такие изменения. Потому что вот так меняются привычки людей. Потому что появились и развиваются вот такие технологии.
5Только, ради бога, не стоит заявлять, что рынок будет расти из-за появления нашего продукта. Наоборот — рынок будет расти с вами или без вас, потому что это «историческая неизбежность». Но он будет тянуть за собой вверх наш продукт, потому что мы оказались вместе с ним в нужный момент в нужном месте.
6Другими словами, презентация стартапа превращается в презентацию рынка. Что за рынок, что на нём происходит, почему он будет расти. А уже на фоне этой эпический картины маслом — наш маленький скромный стартап.
7Айкидо основано на умении использовать и перенаправлять силу соперника. А тут стартап использует и перенаправляет к своей пользе силу рынка. Стартап-айкидо получается?
