29июля2022
По умолчанию глобальные стартапы
1Еще три года назад мы считали, что можно работать только там, где живёшь — потому что нужно было ездить на работу в офис. Тогда же мы думали, что команда стартапа — это люди, которые должны собираться на одной кухне, чтобы что-то важное обсудить. А ещё и продавать можно было только при личных встречах — поэтому все стартапы начинали искать клиентов под боком на домашнем рынке.
2Пандемия и карантин перетряхнули всё. Массовый масштаб приобретает удалённая работа. Есть успешные стартапы, члены команды которых никогда не встречались вживую, потому что они разбросаны по разным городам и странам. Да и заключением сделок, которые от начала до конца проходят в Зуме, уже никого не удивишь.
3Если мы можем набирать команду из жителей любых стран и успешно продавать в онлайне — то почему амбициозные стартапы не могут стать изначально и по умолчанию глобальными?
4Тем более, что подход «мы запустимся на домашнем рынке, подрастём, а потом масштабируемся на мир» почти никогда и ни для кого не срабатывал — кроме, пожалуй, американских стартапов ;-) Потому что все остальные закапывались по самые помидоры на местечковых домашних рынках и/или упускали момент, когда на самый большой рынок США и на весь мир начинали выходить их американские аналоги.
5Косвенный признак того, что концепция «по умолчанию глобальных стартапов» начинает взлетать — получают клиентов и растят выручку стартапы, предлагающие глобальные сервисные услуги уже не только большим клиентам. Открыть компанию, счёт платить налоги в другой стране в онлайне? Принимать платежи по всему миру? Нанимать сотрудников в любой стране мира и платить им зарплату в местной валюте по местным законам? Есть даже стартапы, готовые оборудовать домашние офисы для сотрудников в любой стране мира.
6Похоже, что амбициозным стартапам стоит резко повышать градус своих амбиций — и проектировать себя так, чтобы с самого начала становиться по умолчанию глобальными.
Мысль подсмотрена в журнале «Future», который выпускает фонд a16z: https://a16z.com/2022/07/20/the-company-of-the-future-is-default-global/