10июня2022
Неожиданная логика продажи бизнеса
1Бытовая логика подсказывает, что успешный бизнес с растущей выручкой лучше продавать как можно позже — тогда получим за него больше денег. В абсолютном выражении — да. Но…
2Стоит вспомнить, что наш самый ценный ресурс — это время. Поэтому нам нужно максимизировать ещё и возврат инвестиций на потраченное время.
3За бизнес платят размер ожидаемой годовой выручки, умноженной на некий мультипликатор. Самый большой мультипликатор (хоть и малое абсолютное количество денег) — в самом начале, когда мы теоретически можем стать новой Теслой. Потом падение до мультипликаторов небольшого бизнеса. Потом рост на надежде превратиться в значимый бизнес. А потом стабилизация на мультипликаторе значимого бизнеса.
4Если бизнес постоянно растёт, то ось выручки можно переименовать в ось времени. Так что, когда нам хочется «поработать ещё немножко, чтобы заработать побольше» — это стоит делать только два раза в жизни бизнеса.
