Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть
показать все
2мая2022
Как расти по экспоненте

1На уроках истории в школе мы изучали «экстенсивное» и «интенсивное» земледелие. В первом случае прирост урожая давало увеличение пахотных земель, во втором — улучшений технологий земплепользования. Однако по отдельности каждый из способов мог обеспечить только линейный рост. Чтобы расти по экспоненте, нам надо одновременно увеличивать количество земли и улучшать технологии посева и сбора урожая.

2Все мы хотим, чтобы наши стартапы росли по экспоненте. Но, как и в предыдущем примере, «экстенсивный» рост выручки за счёт увеличения количества пользователей — обычно линейный, пропорциональный рекламным бюджетам. Вряд ли у нас будет столько денег, чтобы постоянно тратить экспоненциально больше денег на рекламу.

3Поэтому экспоненциально мы будем расти, только если нащупаем и будем растить вторую — «интенсивную» составляющую.

4Для B2B-проектов такая вторая составляющая — это увеличение выручки на одного клиента (NDR, Net Dollar Retention) за счёт тарифов, зависящих от активности клиента (Usage Based Pricing). У успешных проектов NDR составляет 110–130%, то есть остающиеся в когорте клиенты не только компенсируют потерянные доходы от отвалившихся, но и дают прирост выручки в целом по когорте.

5Для маркетплейсов — это увеличение выручки на одного покупателя за месяц (GMV Retention), то есть он начинает покупать у нас чаще — за счёт расширения ассортимента маркетплейса и увеличения доверия к нему. При хорошем раскладе оставшиеся лояльные покупатели тоже начинают с лихвой компенсировать убытки от отвалившихся.

6Вывод простой. Увеличение количества клиентов — это хорошо, но мало. Что в нашем проекте является второй «интенсивной» составляющей? Отслеживаем ли мы её изменения? Делаем ли мы что-то для того, чтобы эта составляющая постоянно росла?
 
© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com