26апреля2022
Неожиданный актив розничного бизнеса
1Если у нас розничный бизнес, мы наверняка продаём неуникальные товары — хоть буквально те же самые, что и другие, хоть с прилепленной собственной этикеткой. Всё равно бренд нашего магазина или продукта весит слишком мало, чтобы оградить нас от конкуренции.
2В оффлайне можно ещё застолбить за собой козырное место для точки продаж. А что делать в онлайне? Конкурировать только за счёт оптимизации бизнес-процессов — позволяющих дешевле производить и продавать, быстрее доставлять, эффективнее рекламироваться и так далее.
3А такая оптимизация неизбежно выливается в создание внутренней технологической платформы, в которой эти бизнес-процессы «кодируются». Ведь без этого не получится масштабироваться и добиться успеха. То есть конкурентным преимуществом успешного розничного бизнеса является технологическая платформа!
4Которую можно даже выделить и продавать как самостоятельный продукт своим бывшим конкурентам. Почему «бывшим»? Потому что собственный розничный бизнес можно в этот момент даже грохнуть ;-)
5Можно сказать ещё сильнее. Если из нашего онлайнового розничного бизнеса нечего выделить в качестве самоценной технологической платформы — значит, у нашего розничного бизнеса нет никакого конкурентного преимущества. В чём оно иначе?
6Неожиданный вывод. Актив торгового бизнеса — это вовсе не генерируемая им выручка. Потому что, если оценивать по денежным потокам, то торговый бизнес обычно покупают плюс-минус за одну годовую прибыль — а это довольно дёшево.
7Настоящий актив торгового бизнеса — это та внутренняя технологическая платформа, создаваемая розничным бизнесом, за счёт которой достигается и обеспечивается его конкурентоспособность. А этот актив будет стоить тем дороже, чем больше игроков и денег на этом рынке. Другими словами, стоимость такого актива пропорциональна размеру всего рынка, а не одного игрока — тебя.
8Получается вообще смешная штука. Розничный бизнес — это на самом деле самоокупаемый процесс разработки технологической платформы. То есть торговая компания либо превращается в технологическую компанию, либо умирает. Будет она продавать эту платформу или использовать её для упрочения своих лидирующих позиций — уже не столь важно. Что выгоднее — то и стоит делать.
Вынес я эту мысль в паблик из сегодняшнего фастфаундера, потому что она показалась мне довольно важной. Сегодня я там разбирал пивот стартапа, который как раз и натолкнул меня на эти соображения.