9марта2022
Производственная дыра
1Думаю, что сейчас внимание инвесторов опять начнёт привлекать производственный бизнес, который они последнее время старательно обходили на волне популярности IT-стартапов. Так случалось во времена всех кризисов.
2Например, Коркунов начал заниматься кондитерскими изделиями ещё в 1993 году, но ограничивался простой перепродажей импортных конфет. Начал он строить своё производство в 1997 году, а запущено он было в 1999 — как раз после кризиса. Тогда Коркунов решил выйти в премиальный сегмент, заместив ушедший за время кризиса премиальный импорт. Интересный факт, кстати, что во времена кризисов потребление товаров люксового сегмента не уменьшается, а наоборот увеличивается.
3Или Глория Джинс, которые первыми в стране начали производить джинсы на законных основаниях ещё в 1988 году. Но взлёт их пришёлся на 1998–1999 год. В 1999 году им принадлежит 90% национального рынка детской одежды страны, 70% — всей детской одежды и 20% всего производственного рынка одежды в России.
4Важный момент — во время кризиса нужно идти либо в премиальный сегмент, либо в массовый и дешёвый. А вот нишевые товары типа «веганских батончиков из чуть пророщенной сои с добавлением экзотических пряностей» дороже дешёвого и ориентированное на бывший средний класс — провалятся между двух стульев.
5В общем, в производственной сфере сейчас активно начнут появляться дыры, которые кто-то будет успевать затыкать. Однако строить сейчас производственный бизнес с нуля окажется слишком долго и дорого. Нужно смотреть на то, что уже есть, и думать, как это можно усилить и куда переориентировать.