Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть
показать все
24января2022
Как победить Закон Гудхарта?

1Ужасающий любителей бизнес-метрик Закон Гудхарта гласит: «Когда метрика превращается в цель, она перестает быть хорошей метрикой». Потому что люди начинают сознательно или подсознательно под неё подстраиваться, портя в процессе этого всё остальное.

2Возьмём, к примеру извечный спор, ради чего затевать стартап — чтобы «изменить мир» или «заработать денег»? Будем оптимизироваться под деньги — обнаружим себя, торгующими китайскими поделками на маркетплейсах. Захотим изменить мир — будем ходить непризнанными гениями с еле прикрытой задницей.

3И тут мне пришла в голову странная мысль — а почему бы не разделить цель и метрику? Если ставим себе цель изменить мир, то выбираем метрикой количество зарабатываемых при этом денег. Если цель — заработать денег, выбираем метрикой, сколько мы по ходу дела посеяли «разумного, доброго, вечного» ;-)

4Метрика отличается от KPI (цели) тем, что мы должны уметь совершать действия, чтобы под неё оптимизироваться (не могу более точнее перевести термин «actionable»). При разделении цели и метрики мы работаем над тем, чтобы улучшить одну метрику, но оцениваем приближение к цели совсем по другой шкале.

5Например, мы пытаемся «принести клиентам счастье», а приближение к цели оцениваем по тому, сколько мы на этом заработали. Если заработали недостаточно — пытаемся принести ещё больше счастья или изменить суть приносимого счастья. Возможно, что другие люди считают счастьем не то, что нам кажется ;-)

6Поначалу такой подход может показаться странным. Но давайте вспомним, что главный инструмент решения проблем в ТРИЗ — это «примирение противоречия». А ключевой момент на пути к решению — это противоречие найти. Вот только в бизнесе мы часто не можем нащупать ключевое концептуальное противоречие — решение которого может вытолкнуть наш бизнес в космос.

7А значит, нам нужно самим это противоречие создать — взяв и своими руками отделив цель от метрики. И пытаясь в процессе создания и развития продукта это противоречие примирить. В конце концов, насколько долго можно оставаться счастливым, не имея денег на жизнь? Или на хрена нам деньги, если они не приносят счастья? ;-)

 
© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com