Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть
показать все
18ноября2021
«Ну ведь хочется подстелить себе соломки, снизить риски»

1Пишут в ответ на вопрос, зачем стартаперы ходят за советами к экспертам. Но вот тут прячется ключевое противоречие, которое отличает маленький стартап от малого бизнеса.

2Парадокс в том, что стартапу нужно риски не снижать, а увеличивать! То есть найти настолько рискованную гипотезу, что она скорее всего накроется медным тазом. Но зато, если она вдруг сработает, то принесёт своим основателям и инвесторам десятки и сотни миллионов не-рублей.

3Обоснование такого подхода состоит в том, что риск и доходность всегда ходят рука об руку. Чем меньше риски — тем меньше доходность. Чем больше риски — тем выше возможная доходность. Перевернув это правило, мы внезапно осознаем простой факт. Если мы стремимся к очень высокой доходности — нам нужна идея с высокими рисками. Настолько высокими, что никто даже представления не имеет, сработает она или нет, и что надо «правильно» сделать, чтобы она сработала.

4Как ни удивительно, но проблема большинства стартапов не в том, что их основатели чего-то не знают или не умеют. А в том, что у них идеи недостаточно рискованные. И мало того — они эти риски хотят ещё больше снизить ;-)

5В общем, попытка стартапа снизить риски — бессмысленна по определению. Ну или это такой изощрённый способ убить рискованную идею, превратив её в бизнес-план для малого бизнеса. Единственное, над чем стартапу нужно париться — так это над поиском вариантов, как бы эту рискованную идею можно было бы быстрее и дешевле проверить. А за снижением рисков лучше обращаться в Ассоциацию поддержки малого бизнеса ;-)
 
© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com