Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть
показать все
10ноября2021
Это жу-жу неспроста

1Из каждого утюга начали бубнить про креативную экономику. С чего бы это? Неужели все вокруг внезапно стали поголовно креативными? Как заядлый материалист, я уверен, что под каждой надстройкой в виде социального, политического или культурного феномена скрывается рациональная экономическая база. Что же таится под флёром креативной экономики?

2Старый закон гласит, что «в условиях идеальной конкуренции маржинальность любого бизнеса стремится к нулю», потому что конкуренция вынуждает снижать цены и уравнивает издержки. Интернет сделал конкуренцию близкой к идеальной — я могу купить что угодно где угодно у кого угодно, и покупаю там, где я получаю ожидаемое качество по самой низкой цене.

3Так, да не так. Возьмём тупой пример. Рубашка условной дорогой итальянской марки «Пьетро», разрисованная огурцами, стоит 35 тысяч рублей. Сшитая у знакомой портнихи рубашка по точно такому же лекалу из этой же самой ткани обойдется в 10–15 тысяч. Точно такая же рубашка, пошитая на китайской фабрике и продающаяся на условном маркетплейсе «Дикая клюква» будет стоить 3–7 тысяч.

4Кто и почему будет покупать абсолютно одинаковые рубашки в разных местах по разным ценам? У «Пьетро» будут покупать те, кто рассказывает себе и демонстрирует окружающим историю под названием «я взрослый состоявшийся мужчина». Заказывать рубашку у портнихи будет тот, кто рассказывает историю «ах, Пьетро уже не торт, приходится шить рубашки на заказ». А на «Клюкве» — тот, которому нужна просто рубашка ;-)

5Другими словами, как только рынки начали приближаться к условиям идеальной конкуренции — у тех, кто хочет продолжать зарабатывать, а не болтаться около нуля, возникла жизненная необходимость обмануть закон нулевой маржинальности. И, кажется, они нашли этот способ — им нужно придумывать и рассказывать истории. Либо самим, либо с помощью тех, кто уже доказал, что умеет это делать — тех самых инфлюенсеров.

6Простая иллюстрация. Рынок доставки еды растёт бешеными темпами. Если делать всё в лоб — экономика там хорошо коррелирует с законом нулевой маржинальности. Что делают успешные рестораны? Создают виртуальные бренды вместе с селебрити, за счёт чего либо повышают цены, либо снижают стоимость привлечения. Грубо говоря, если ты не убедишь людей, что твои сигары «сворачивают руками на бёдрах темнокожих девственниц в полнолуние на берегу самого глубокого озера в мире» — ты будешь торговать ими в ноль.

7Выходит, что креативная экономика — это не хайп, а экономически обоснованная необходимость. Которая потянула за собой неожиданные следствия. Например, откуда вдруг нарисовалась «метавселенная» (metaverse)? Из того же самого места. Потому что реальные инфлюенсеры дорогие, капризные и ненадёжные. Поэтому давайте создадим виртуальный мир и населим его виртуальными инфлюенсерами — ведь их можно создавать любых и на любой вкус. И они уже есть! Пара ссылок на виртуальных инфлюенсеров в первом комменте.

8И мало даже того, что виртуальные инфлюенсеры дорогие и капризные. Их ещё и на всех уже не хватает. Все платформы для «создателей» (для рассылок, для видео, для стримов) переманивают друг у друга одну и ту же самую кучку талантов. И в этой войне нельзя победить — честными средствами. Если не выпустить на поле боя армию искусственных виртуальных инфлюенсеров, над созданием образа которых работают безымянные литературные и дизайнерские «негры».

9В общем, то, что мы видим сейчас под вывеской «креативная экономика» — это только цветочки, первый подход к снаряду. Ещё лет пять, и не сможет выжить ни один бизнес, который не научился рассказывать истории или не обзавёлся ручными инфлюенсерами. Либо не стал ручным бизнесом инфлюенсера, умеющего рассказывать истории. Короче, взаимоотношения между бизнесами и инфлюенсерами будут строиться по Пелевину — «Кто не хочет работать клоуном у пидарасов, будет работать пидарасом у клоунов» ;-)
 
© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com