Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть
показать все
9сентября2021
Вперед не суйся, сзади не оставайся, в середине не толкайся

1Сегодня в FF обозревал стартап, который предлагает ресторанам открывать и управлять новыми оффлайновыми точками за свои (стартапа) деньги. На что прилетел вопрос: «А что, оффлайн ещё не умер? Ведь все теперь заказывают еду в онлайне.».

2А ещё прочитал пару недель назад в одной «икспертной» статье утверждение, что «популярность тёмных кухонь обусловлена тем, что помогает снижать маркетинговые затраты». Хотя, на самом деле, всё наоборот — выход в онлайн увеличивает маркетинговые затраты. Найти покупателя в интернете стоит денег. А посетителем оффлайнового ресторана может тот, кто просто проходит мимо него поблизости.

3Не буду холиварить по поводу «онлайн против онлайна». Скажу о другом. Дело не в онлайне или оффлайне — а в том, нашли ли мы драйверы своего роста. Как ни странно, но увеличение оффлайновых точек — это до сих пор самый простой и эффективный способ масштабирования.

4Многие онлайн-игроки рано или поздно начинают выходить в оффлайн в поисках путей дальнейшего масштабирования. Вон Skillbox, например, недавно стал продавать свои онлайн-курсы в торговых центрах. Или выросший в онлайне 12storeez не так уж и давно начал строить сеть оффлайновых магазинов.

5А самым быстрорастущим розничным продавцом в США в 2019 году (до карантина) неожиданно оказался ирландский продавец одежды Primark, который принципиально не продаёт ничего в онлайне. Там можно только поглазеть на товары, а за покупками надо приходить в оффлайн-магазин. Да, они сильно пострадали во время карантина, но после снятия ограничения их магазины начали показывать рекордный рост.

6Да, драйверы роста можно находить и в онлайне. И в этой связи я уже приводил в пример интернет-магазин Fanatics, который продаёт спортивный мёрч и поднимает по $300M инвестиций каждый год последние несколько лет и дорос до оценки в $18B. Их драйверы роста — это подписание лицензионных соглашений с новыми клубами и знаменательные события для каждого клуба, под каждое из которых они выпускают свой мёрч.

7Как говорится в старой поговорке: «Вперед не суйся, сзади не оставайся, в середине не толкайся». Идти нужно своим путём. Причём это не значит, что надо непременно «соваться вперёд», придумывая что-то уникальное. Это значит лишь то, что проще вдохновляться чужими идеями — но искать на них свои перпендикулярные другим драйверы роста, пока эти другие «толкаются друг с другом в середине».

 
© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com