Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть
показать все
6августа2021
180 лет окупаемости

1«Зачем инвесторы вкладывают деньги в убыточные стартапы?». Ведь банальная логика подсказывает, что инвестировать нужно для того, чтобы класть в карман деньги из получаемой компанией прибыли.

2Забавно, что этот вопрос задают те же самые люди, которые покупают на бирже акции «голубых фишек». Вот что плохого в том, чтобы прикупить акций Apple? Но вот смотрите: прибыль компании на одну акцию — $5.11, выплачено дивидендов — $0.835 на акцию (16% от прибыли), а отношение стоимости акции к прибыли (P/E ratio) — 28.79. Другими словами, чтобы дивидендами только отбить деньги, потраченные на покупку акций — нужно ждать 28.79*(100/16) = 180 лет.

3А Amazon (P/E 58.85), Facebook (P/E 26.89) и Alphabet (папа Гугла с P/E 29.69), например, вообще никогда не выплачивали дивиденды. А у Tesla P/E ratio равно вообще 371.69. Но покупать акции этих компаний тоже ведь не зазорно?

4Пока на бирже торговали только эксперты, между ними ещё были споры о том, какая стратегия инвестирования (покупки акций) лучше — «value-based» (ориентированная на прибыльность компании) или «growth-based» (ориентированная на стоимость её акций). А сейчас, когда на биржу хлынули новички, об этих «частностях» большинство даже и не думает — просто покупают то, что может вырасти в цене.

5Соответственно, надо привыкать к тому, что парадигма инвестирования в стартапы тоже изменилась. Раньше первым и ключевым вопросом были метрики зарабатывания. Ну и в качестве дополнения спрашивали про планы роста. Сейчас пора первым делом спрашивать — «А как ты собираешься потом расти? Какая механика, драйверы и планируемые темпы? Насколько высоко возможный потолок?». И только после этого интересоваться тем, а, собственно, что ты такого делаешь, что может так расти ;-)

6Другими словами, продуктом у стартапа становится не то, что он делает. И даже не то, что он продаёт. А модель (механика, драйверы и темпы) того, как он собирается расти. И понимать это стоит ещё до того, как мы проверили востребованность того, что мы делаем.

7Вернее даже так — проверять востребованность стоит только у того, что мы знаем (предполагаем, что знаем), как дальше можно планомерно растить. И самый главный минимальный жизнеспособный продукт — не тот, который проверяет востребованность. А тот, который проверяет способность роста по намеченному плану.

 
© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com