Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть
показать все
22июля2021
Реквием по сообществам

1Сегодня краем уха услышал фразу соседа по тренажёру: «а у нас постоянные подписчики, они комментируют…». И подумал про себя: «Ни фига они не комментируют». Комментируют доли процента от тех, кто читает.

2Вот вы, наверняка, хоть иногда заходите на ТехКранч (как и люди со всего мира, интересующиеся стартапами и инвестициями). Обращали внимание, сколько там комментариев под статьями? Единицы в лучшем случае. Или вот говорят «фейсбук-срач, а-а-а». Ага, на пару сотен комментаторов в лучшем случае. С учётом того, что этот пост увидели десятки или даже сотни тысяч человек. Или, например, есть популярная рассылка для предпринимателей The Hustle на миллион подписчиков. У них в ФБ-группе обозначено 700 тысяч фолловеров. А у последнего поста — 15 лайков и 13 комментариев.

3Хотя иногда говорят, что для активного сообщества нужно всего лишь несколько «настоящих буйных». Но первоначальный энтузиазм даже у буйных быстро ослабевает. Они что — нанялись постоянно активничать в вашем сообществе? Плюс к этому, люди ценят то, во что они вкладывают силы. Если человек не прикладывает усилий к общению — то и ценность сообщества для него постепенно угасает. Поэтому даже быстро взлетевшие вначале сообщества часто со временем загибаются. Кстати, вы давно заходили в Клабхауз? ;-)

4Это я все к происходящему вокруг хайпу по поводу сообществ. Стартапы, создающие сообщества. Стартапы, создающие платформы для сообществ. «Креативный экономисты», создающие сообщества ;-)

5Короче, можете считать это аккуратным предупреждением. Задумали стартап про сообщества? Нарисовали в продуктовом плане пункт про создание сообщества вокруг своего продукта? Взвесьте еще раз. Если есть мозги, силы и деньги — может быть, лучше применить с их большим КПД, чем доли процента по преобразованию пользователей в активных участников сообщества?

6А если в общем, то стоит не забывать, что люди ленивы. И хорошая бизнес-модель должна поощрять эту лень. Вместо того, чтобы идти ей наперекор, и заставлять людей активничать.

 
© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com