Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть
показать все
18марта2021
Презы через жопу

1Давайте сразу примем как данность, что никто — ни стартаперы, ни инвесторы — не могут предсказать, полетит идея или нет. Иначе был бы уже учебник «Как запустить бизнес со 100% гарантией успеха», и все желающие поголовно были бы цукербергами и илонмасками.

2Шансы угадать стократно возрастают, если смотреть не на идею, а на то, что с ней происходит после запуска. Высока вероятность, что то, что полетело сразу — продолжить лететь и дальше. То есть основатели умудрились попасть в нужное время в нужное место с нужной идеей.

3Другими словами, оценивать идею лучше не по идее, а по тому, что с ней начало происходить в жизни — тот самый трекшн. Даже бредовые идеи могут внезапно полететь. А здравые — остаться «полезными штуками», которыми никто не пользуется.

4Но почему же тогда презентации стартапов на 99% состоят из описания идеи и фич продукта? И где-то в конце прилеплен один слайд с данными по текущей реальной динамике аудитории, выручки и прочих «скучных» моментов. Хотя всё должно быть наоборот. 99% — про трекшн, и 1% — про идею.

5Тут, правда, кто-то может пробурчать, что «зачем тогда инвестиции, если идея уже полетела?». Блин, инвестиции нужны именно тогда — чтобы не упустить момент и суметь обогнать конкурентов. И тех, кто уже есть, и тех, кто, посмотрев на вас, ринулся туда же. Прибыльность у всех, кто занимается похожими вещами и находится на одном уровне низкой базы — одна и та же, и идти вы все будете вровень друг с другом. Пока кто-то за счет дополнительных денег не вырвется вперед.

6Вывод простой. Презентовать нужно не идею, не продукт — а трекшн. 99% объема должно быть посвящено а) динамике роста после старта, б) сколько и на что нужно денег, в) чтобы добиться каких результатов за какое обозримое время. А в оставшемся 1% уже можно рассказать о том, что вы такого делаете, что оно так полетело.
 
© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com