Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть
показать все
10ноября2020
Лебедь, рак и щука бизнес-модели

1Большинство уже понимает, что потребитель и плательщик сервиса могут быть разными людьми (ролями). Например, потребляет игрушки ребенок, а платит за них родитель.

2Какая самая главная проблема у производителей игрушек? Должны сойтись две звезды — ребенок должен игрушку захотеть, а родитель должен считать, что она полезна. Или обратная ситуация. В чем проблема многих образовательных курсов для подростков? Родители считают, что вот такой-то курс жутко полезен, но не может «продать» его ребенку.

3Когда у продукта разные плательщик и потребитель — это удваивает проблемы разработчика продукта.

4Но тут понял, что головная боль производителя может не только удваиваться, но и утраиваться. Кроме плательщика и потребителя может появиться еще и отдельный заказчик. Заказчик — это тот, кто ставит задачу на результат и оценивает ее выполнение.

5Возьмем, к примеру, школу. Потребитель — ребенок. Плательщик — родители. А кто заказчик? Родители? Ни фига подобного. Заказчик — государство. Именно оно ставит задачу, какого типа людей должна выпускать школа. Оценку результата государство проводит по установленным собой стандартам ЕГЭ. Ребенок хочет одного. Родители тянут каждый в свою сторону понимания сути обучения. А школа должна ковать кадры по стандартам государства. Поэтому директора школ вынуждены бежать в три разных стороны.

6Точно так же на разрыв работают курсы, ориентированные на трудоустройство. В простейшем случае — потребителем и плательщиком выступает студент, заплативший за свое обучение. Значит ли это, что мы должны полностью оптимизировать процесс под этого человека? Нет. Потому что заказчиком таких курсов являются будущие потенциальные работодатели. И процесс обучения должен быть оптимизирован под них. Но в такой извращенной конфигурации, чтобы еще и не отпугивать будущих студентов.

7Итак. Для создания востребованного продукта нужно понимание всех заинтересованных в нем лиц. Возьмите на заметку, что этих лиц, оказывается, может быть не привычных два (плательщик и потребитель) — а три (плательщик, потребитель и заказчик). Упустите кого-то из них — можете лохануться с идеологией и бизнес-моделью продукта.
 
© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com