Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть
показать все
28августа2020
Вася Пупкин, Нетфликс Фейсбукович и продажа воздуха

1Самая оптимальная бизнес-модель — продавать то, что ничего не стоит в производстве. Иногда это называют «продажей воздуха». Но, как обычно, весь дьявол в деталях.

2Представим, что я — Вася Пупкин. И я продаю свои услуги по репетиторству или по настройке рекламных компаний, или по обучению выпиливанию лобзиком. Вася считает, что у него хороший бизнес с огромной маржинальностью и нулевой себестоимостью. Забывая о том, что его время стоит денег. На самом деле, он платит себе зарплату, называя это своей прибылью.

3А теперь возьмем Нетфликс, который вбухивает бешеные деньги в производство своих сериалов. Которые, во многом, являются драйвером их роста. Как ни парадоксально, но себестоимость производства сериалов в экономике одной продажи равна нулю. Как это? Да потому что это постоянные затраты, которые не зависят от количества продаж. Поэтому они и не включаются в экономику одной продажи.

4Вы можете сказать, что это формальный фокус. Но нет. Давайте посмотрим по-простому. Пусть для простоты затраты на создание сериала составляют миллион долларов. Если мы привлечем на него миллион зрителей, то доля расходов на производство в пересчете на одного пользователя будет равна 1 доллару. Если 10 миллионов зрителей — десяти центам. Если 100 миллионов зрителей — один цент. Другими словами, затраты на производство стремятся к нулю. Весь вопрос в том, сколько зрителей мы привлечем, а не сколько миллионов на производство потратим.

5Кстати, аналогичная ситуация и у софтверных компаний. Ведь затраты на программистов, создающих новый продукт (новые версии продукта), являются фиксированными затратами и не включаются в экономику одной продажи. Именно поэтому маржинальность Фейсбука 88%. Все по аналогии с производством сериалов. Неважно, сколько мы тратим на программистов. Важно, сколько людей захочет запрограммированным сервисом пользоваться.

6И Фейсбук, и Нетфликс — это настоящие продавцы воздуха. В хорошем смысле этого слова. А вот Вася Пупкин продает вовсе не воздух. Он продает себя оптом и в розницу.

7В общем. Хотите зарабатывать много денег? Начните продавать воздух. Только не как Вася.
 
© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com