Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть
показать все
10июня2020
Романтики, фанатики и капиталисты

Уроки золотой лихорадки. Часть третья.

Факты

1Одними из самых богатых людей Калифорнии в то время стали два консервативных бизнесмена — Томас Ларкин и Факсон Азертон. Услышав о находке золота в Калифорнии, Азертон написал, что «лучше бы они нашли уголь».

2Тем не менее, они вложили небольшие деньги в золотые прииски и лопаты, но быстро это прекратили. Первым прибыльным их делом стало финансирование перевозок еды и одежды в Калифорнию.

3Капитаны кораблей закупали товар на деньги, которые Ларкин выдавал им в качестве кредита. А в Сан-Франциско эти товары на деньги того же Ларкина кораблями покупали его же перекупщики, которые потом пристраивали товар на продажу. Азертон же, сидя в Чили, агитировал капитанов отправлять товары в Сан-Франциско и продавал им оптом товары, которые капитаны покупали на деньги Ларкина, чтобы продать потом людям Ларкина.

4Азертон приехал в Сан-Франциско только в 1860 году, но к тому времени они с Ларкиным уже стали одними из богатейших людей в Калифорнии. После этого они продолжили заниматься финансированием торговли и инвестициями в землю.

5Кстати, тот самый Сэм Браннан, который начал с парада и торговли лопатами и стал первым миллионером Калифорнии, заработал самые большие деньги на торговле земельными участками и банковских операциях.

Выводы

1Можно переиначить известное высказывание Томаса Карлейля «Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ее плодами отпетые негодяи» — и сказать, что плодами любого бизнес-тренда пользуются капиталисты. На стартапах зарабатывают не только основатели, но инвесторы. На людях, мечтающих сколотить состояние на бирже, зарабатывают брокеры и управляющие ETF.

2Если мы хотим заработать большие деньги на своем бизнесе, надо как можно раньше перестать быть романтиком или фанатиком и стать капиталистом. То есть превратить свой бизнес в финансовый механизм, в одну дырку которого должно влезать как можно больше денег (своих, чужих — неважно), а из другой дырки вылезать еще больше денег.

3Появление инвесторов — показатель того, что бизнес находится на пути к построению финансовой машинки. Это значит, что нашлись первые люди, которые решили засунуть свои деньги в одну из дырок. Если эта дырка не оказалась жопой, то на следующем этапе появляются кредиторы, радостно готовые вливать новые деньги в эту машинку, но уже на более выгодных для бизнеса условиях, чем инвестиции.

4В общем, настоящее масштабирование — это превращение стартапа в машинку, а) способную перерабатывать неограниченное количество внешних денег, б) возвращая по ним доходность лучшую, чем у консервативных финансовых инструментов, в) с рисками, не сильно большими, чем у них.
 
© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com