Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть
показать все
3апреля2020
Метод «пять как»

1Есть методика «Пять почему», придуманная Сакиши Тойода для своей компании Тойота. Чтобы найти причину какого-то явления — надо задать вопрос «почему у вас проблема?», получить ответ, а потом задать вопрос «почему возникла эта причина?». И так пять раз подряд. Обычно, пяти раз хватает для определения истинной причины проблемы, а не того, что только кажется причиной.

2Подумал, что для стартапов будет полезен метод «Пять как». Большинство стартапов ведь умирает от того, что они не удовлетворяют никакой реальной потребности. Им кажется, что это потребность — но это вовсе не истинная потребность. Настоящая потребность лежит на расстоянии, как минимум, пяти «как» от ответа, лежащего на поверхности. Или в процессе задания вопросов мы на каком-то шаге поймем, что истинная потребность совершенно в другом.

3Тупой пример. «Мы делаем сервис для того, чтобы руководитель малого бизнеса мог видеть аналитику своего бизнеса». «Как он будет это использовать?». «Ну, он будет видеть, где возникают проблемы». «Как он будет на это реагировать?». «Будет решать эти проблемы». «Как будет решать?». «Наймет людей, найдет денег, придумает получше рекламу, чтобы получить больше клиентов». «То есть вы хотите сказать, что руководитель малого бизнеса не подозревает, что его основные проблемы в том, что у него недостаточно клиентов, чтобы заработать больше денег, чтобы пустить больше денег в оборот и нанять людей, которые смогут лучше рекламировать и продавать, чтобы у него было больше клиентов, которые принесут больше денег?». «Наверное, подозревает…». «А тогда зачем нужен ваш сервис аналитики?».

4В общем, не хотите попасть мимо реальной потребности — задайте себе несколько вопросов «как?». Возможно, вы поймете, что вам надо заняться чем-то другим, что лежит поближе к истинной потребности потребителя.

PS Написав пост и добавив к нему заголовок, я понял, что «пять как» можно понять неоднозначно. Хотя, наверное, это и отражает истинную суть метода — надо бросить, как минимум, пять какашек на невинную чистоту своей идеи, чтобы понять, работоспособна ли она на самом деле.
 
© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com