17декабря2019
«Можно вывезти девушку из деревни, а деревню из девушки — нельзя»
1Настолько много наслушался речей стартаперов о том, что они «собираются масштабироваться на мир», что, наконец, понял: масштабировать на мир нужно не проект, а его основателя. Ломать мышление, приучать к другому мышлению, вот это всё.
2Наверное, это одна из причин, почему первый совет любому фаундеру, желающему масштабировать свой проект на любой другой рынок — «чемодан, вокзал, целевой рынок». Без полного погружения в новую среду масштабировать себя в этой среде невозможно.
3Ну, и на всякий случай, напоминание: если вы собираетесь в конечном итоге выйти на любой другой рынок, то всё, что вы делаете в России — это пустая трата времени и денег.
4В общем, есть старая поговорка «Можно вывезти девушку из деревни, а деревню из девушки — нельзя». Так вот — можно. Но только надо заниматься в первую очередь именно вывозом деревни из девушки, а не перевозкой деревни в другую страну.