10сентября2019
Неопределенность гораздо лучше риска
1Когда говорят о стартапах, сразу начинают говорить о риске. Надо уметь рисковать и так далее. Вот только под риском чаще всего понимают что-то совсем не то. Риск в понимании многих — это «давайте я спрыгну с третьего этажа, вдруг не разобьюсь» или «давайте я сделаю вот такую штуку — вдруг она взлетит», или «ни у кого это не получалось, вдруг у меня получится».
2Гораздо конструктивнее вместо слова «риск» использовать слово «неопределенность». Мы не уверены, поможет ли то, что мы делаем, отожрать долю рынка у нашего главного конкурента. Мы не уверены, будет ли этот рынок расти. Мы не уверены, сможет ли наша новая штука удовлетворить старый спрос (заменить старый продукт, так же как автомобиль заменил лошадь). Это хорошие правильные вопросы, которые нужно потом еще более конкретизировать.
3Рискуют авантюристы. Создатели стартапов разрешают неопределенность. Для этого нужно в первую очередь эту самую неопределенность сформулировать — это и есть гипотеза. А потом ее разрешить — создать минимальный жизнеспособный продукт для проверки гипотезы.
4В общем, ну его на фиг, этот риск. Лучше работать с неопределенностью. Живее будем :)