Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть
показать все
25июля2018
Понедельник начинается в среду

1Великих учителей единицы. Хороших – мало. Людей, умеющих учить вообще – существенно меньше, чем тех, кто разбирается в предмете обучения.

2Желание и возможность а) делать что-то другое или б) то же самое, но по-другому – единственная цель обучения. Делать лучше – это результат повторения, а не обучения.

3Среда мотивирует лучше, чем лозунги.

4Хорошая последовательность задач для решения гораздо эффективнее, чем хорошая методика объяснения.

Следствия

1Улучшение методик подачи материала дает минимальный прирост в эффективности обучения. По довольно большому количеству предметов вообще можно обойтись без создания программ передачи знаний – в интернете всего полно. Гораздо важнее сделать грамотную последовательность заданий для выполнения. Кстати, пример Университета 42 без преподавателей – вполне себе шаг в этом направлении.

2Поиск хороших учителей – немасштабируемая модель, их слишком мало. Масштабировать объясняющие говорящие головы – неэффективно. Пример Курсеры, где до конца обучения доходит процента три от начавших учиться, это доказывает.

3Чтобы существенно повысить эффективность обучения – нужно либо а) изменять (обучать) среду, в которой обитают ученики, либо б) воспитывать в учениках ненависть к этой среде, если она не хочет меняться. Воспитывает только среда – но двумя противоположными способами: она либо должна поддерживать, либо вызывать желание быть «не такими, как они». Хм-м, получается, чтобы обучать детей – надо либо воспитывать родителей, либо сами понимаете, что.
 
© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com