Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть
показать все
23мая2018
Самый недооцененный универсальный навык

1В обучении собственно передача знаний – это процентов 10% от общего объема времени и проблем.

2Остальные 90% – это предотвращение, идентификация и исправление неверных пониманий, уже имевшихся у ученика или возникающих в процессе передачи знаний.

3И еще столько же времени – на преобразование переданных знаний в умения и навыки, которые ученик способен вспоминать и использовать с высокой степенью автоматизма.

4Умение учить – это самый недооцененный универсальный навык. Если мы развиваемся сами, то мы всегда кого-то учим.

5Из очевидного. Мы учим детей, мы учим подчиненных. Даже ничего специально не делая, мы их все равно учим – своими действиями или бездействием.

6Из менее очевидного. Любая дискуссия, презентация и переговоры – это обучение. Мы пытаемся научить слушателей и собеседников тому, что мы понимаем о предмете обсуждения сами. В хорошей дискуссии мы еще и сами хотим научиться тому, что нам говорит собеседник. Даже маркетинг – это обучение, мы пытаемся научить клиентов тому, что мы сами понимаем про свой продукт.

7Вот только учить нас не учат. И мы обычно не хотим учиться учить. Потому что мы считаем, что обучение – это простая передача знаний. А если мы эксперт – то знаний у нас в избытке, и ничего другого нам для этого не надо. Если вы так думаете, то см. пункт 1.
 
© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com