18января2018
Стартап – это попытка капитализации изменений
1Когда-то было модно начинать презентацию стартапа со слайда: «Вот на таком-то рынке есть такая-то проблема». А дальше – рассказ о том, как стартап эту проблему решает. Возможно, что в определенных кругах по-прежнему учат делать именно так. Но лично мне такой подход не нравится.
2Если это старый рынок со сложившимися бизнес-моделями и процессами – то все проблемы там старые и хорошо известные. Эти проблемы уже пытались решать до нас, перебирая все возможные варианты. Если чего-то нет – значит это не летает. Невыгодно участникам, не проходит по деньгам.
3Если только не произошло каких-то изменений! В экономике, в регулировании, в поведении людей, в технологиях. Эти изменения позволяют сделать возможным или выгодным то, что было невозможно или невыгодно сделать раньше.
4Поэтому самый лучший первый слайд для презентации – «Произошли вот такие-то изменения. Поэтому мы решили использовать это вот здесь.»
5Такой подход полезен не только для презентаций. Это хороший фильтр для самостоятельного отсечения заведомо нелетающих идей. Если вам пришла в голову идея, которая кажется вам гениальной – прежде всего попробуйте понять: а какие изменения сделали возможной реализацию этой идеи именно сейчас? Если вы не можете назвать таких изменений – огромная вероятность того, что это уже пробовали сделать, но оно не взлетело.
6Стартап капитализирует изменения. Увидеть, что изменилось – понять, где это можно применить. Нет изменений – нет капитализации. В том числе, и в финансовом смысле этого слова.