Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть
показать все
24июля2017
Мы – архиваторы на ножках

1Процесс познания или обучения – это поиск алгоритма компрессии, способный эффективно сжимать поток получаемой информации. Этот алгоритм должен работать не только на уже полученных данных, но и на тех, которые еще будут получены. Например, любой закон физики или математическое уравнение – это сжатый до небольшого количества битов способ описания таких потоков.

2Мы учимся чему-то, если мы способны переварить входной поток информации и сжать его, используя хранящиеся у нас в голове алгоритмы компрессии или модифицировав эти алгоритмы – а не просто пересказать ровно то, что получили на вход. Известный психолог Пиаже описывал процесс обучения ребенка как совокупность процессов:
Ассимиляции, при котором новая информация ложится в привычные схемы. Это сжатие с использованием существующего алгоритма компрессии.
Аккомодации, при котором привычная схема изменяется, чтобы соответствовать новым данным. Это модификация существующего алгоритма компрессии.

3Красиво то, что может быть сжато максимально эффективным образом. Красивое лицо можно описать минимальным количеством битов, по которым оно отклоняется от среднестатистического лица, образ которого уже хранится в нашей памяти. Собственно, поэтому понятие красоты у разных народов разное – в их головах хранятся разные образы среднестатистического лица.

4Любопытство – это желание найти алгоритм компрессии, работающий на потоке данных с неизвестной нам еще регулярностью.

5Интересность – это первая производная от сжимаемости получаемых данных. Чем эффективнее их удается сжать, тем больший интерес мы испытываем от обучения.

6В общем, чем короче мы можем изложить новый поток информации – тем лучше мы этому научились. Научное подтверждение того, о чем я давно догадывался.

7Кстати, из всего этого вытекает интересное следствие – почему простое выплескивание на учеников предварительно сжатых до уровня правил данных не помогает им учиться. Во-первых, это не вызывает у учеников интереса, так как первая производная сжимаемости стремится к нулю – эти данные больше не сжимаются. Во-вторых, на уже сжатых данных не тренируется и не отлаживается собственный механизм компрессии в голове у учеников. Вот, оказывается, почему бессмысленно читать саммари на самом деле полезных книг – мы в результате ничему не научаемся как раз по этим причинам.

Исходная научная статья на эту тему здесь: https://arxiv.org/abs/0812.4360

 
© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com