Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть
показать все
30июня2017
Дилемма бизнес-ангела

1Статистика говорит нам о том, что первый бизнес новичка обычно заканчивается неудачей. И второй, и, часто, третий. А, может быть, и четвертый. В общем, успех к новичкам приходит не сразу. С опытом, с умением видеть и считать. С «умением идти от неудачи к неудаче без потери энтузиазма», как излагал это Черчилль.

2В нашей стране люди, начинающие бизнес и нуждающиеся в бизнес-ангеле – как правило, новички. Мы можем инвестировать в них, надеясь на лучшее, но наша «темная сторона» все время шепчет нам: «посмотри на статистику, посмотри на статистику». И статистика обычно оказывается права.

3И все-таки мы инвестируем в них – а потом мучительно пытаемся выжать максимум из того, что получилось. «Давай вот это попробуем, давай туда развернемся, давай еще раз пришпорим эту дохлую лошадь.» Так возникают «чемоданы без ручки», которые и тащить тяжело, и бросить жалко. Мы же формально были инвесторами именно в «чемодан», а не в людей – потому что, с формальной точки зрения, нельзя инвестировать в человека, это может быть расценено как «современное рабство».

4Наконец, все все поняли про «чемодан без ручки» и разошлись: бизнес-ангел подсчитывать убытки, а основатели – очень часто каждый поодиночке – продолжать искать новые идеи. Пройдя реальную школу жизни, они получили первый опыт в бизнесе, научились видеть и считать – и это сильно увеличивает их шансы на успех в новом проекте.

5Но кто станет их следующим инвестором? Совершенно не очевидно, что мы. Особенно, если они разошлись и у новых проектов сформировались новые команды. Получается, что мы заплатили свои деньги за образование тех, кто решил продолжать, а урожай будут собирать другие?

6Поэтому мало кто берется инвестировать в новичков. Хотя это весьма существенным образом сужает первый уровень воронки, от ширины которой зависит количество добравшихся до вершины. На третий, четвертый или пятый раз.

7Если мы не хотим нарушать законы статистики, но, тем не менее, находить будущих звезд – надо менять правила игры. Надо находить юридически чистый и фактически приемлемый способ инвестировать не в проект, а в людей. Причем, не в команду в целом, а в людей по отдельности. Такое изменение может значительно расширить количество посевных инвесторых, готовых инвестировать в новичков. и, в конечном итоге, увеличит количество новых звезд.

8Надо что-то менять. Иначе это будет не воронка, а игра в рулетку. Что мы и наблюдаем сейчас.

 
© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com