Одно письмо
с новыми постами
всего раз в неделю
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
× Закрыть
показать все
3мая2017
Мышление – это коллективный процесс

Прочитал книгу «The Knowledge Illusion: Why We Never Think Alone».

1Мы знаем гораздо меньше, чем нам кажется. Наш мозг пытается нас обмануть, чтобы мы не свихнулись, пытаясь бесконечно разбираться в том, что нас окружает.
Оцените по шкале от 1 до 7 свое знание того, как работает застежка-молния.
Объясните кому-нибудь, как работает молния.
Оцените свое знание по этой же шкале еще раз.

2Мир настолько сложен, что мы на самом деле не понимаем, как он устроен. Если бы мы знали, что мы ничего о нем не знаем – мы бы не смогли ничего решить. Поэтому наш мозг научился быстро подсовывать нам интуитивно понятные, но неправильные решения. Попробуйте быстро найти ответ на три простые задачки:
Бейсбольная бита и мяч стоят вместе $1.10. Бита стоит на 1 доллар дороже, чем мяч. Сколько стоит мяч?
В озере растут лилии. Каждый день площадь, занимаемая лилиями, увеличивается в два раза. За 48 дней лилии покроют все озеро целиком. На какой день лилии покроют половину озера?
5 станков за 5 минут производят 5 деталей. За сколько минут 100 станков произведут 100 деталей?

3Можно вызубрить любой предмет, но не понимать его и не уметь применять эти знания. Это еще один вид иллюзии знания. Эта иллюзия усиленно воспитывается школами и университетами, где предмет достаточно выучить и получить за это оценку. Оценивать можно только результат применения знаний.

4Стоит избегать ошибочного представления о том, что цель образования – дать человеку как можно больший набор знаний и навыков для того, чтобы стать самодостаточным и независимым мыслителем и деятелем, эдаким «одиноким рейнджером». Все вокруг усложнилось и ускорилось настолько, что практически невозможно знать все – даже в той области, в которой вы начали учиться.

5Мышление стало коллективным процессом. Получение результата стало следствием усилий коллектива людей, каждый из которых что-то знает и чего-то не знает. Большая часть знаний содержится в других людях – знание каждого конкретного человека несоизмеримо меньше. Умение работать с чужими знаниями становится более важным, чем накопление своих знаний.

6Был проведен опыт – учеников выпускного класса разбили на несколько групп, каждая из которых провела исследования по одной из тем, необходимых для решения итоговой задачи. Для решения итоговой задачи учеников объединили в группы, каждый из членов которой изучил только одну тему, но группа состояла из участников, изучивших все необходимые темы. Результаты, показанные такими группами, оказались лучше, чем результаты показанные учениками, которые обычным методом «прошли» весь материал. Это и есть модель современного мышления в миниатюре – каждый знает какую-то часть, но думают все вместе.

7Вот на этом месте я бы вставил в книгу отдельную главу, которой в книге нет. Эту главу бы я озаглавил так: «Как не перепутать коллективное мышление со спихиванием своих задач и ответственности на других».

«The Knowledge Illusion: Why We Never Think Alone» на Амазоне: https://www.amazon.com/Knowledge-Illusion-Never-Think-Alone-ebook/dp/B01LXF1D0U
The Knowledge Illusion: Why We Never Think Alone

Human reasoning is remarkably shallow - in fact, our thinking and justifications just scratch the surface of the true complexity of the issues we deal with. The ability to think may still be the greatest wonder in the world (and beyond), but the way that individuals think is less than ideal. In T...

https://www.amazon.com/Knowledge-Illusion-Never-Think-Alone-ebook/dp/B01LXF1D0U
 
© Аркадий Морейнис
amoreynis@gmail.com