7февраля2017
1«Уберизация» в широком смысле – это процесс устранения посредников из цепочки «производство-потребление».
2Компания – это посредник, который:
перепродает произведенные сотрудниками товары и услуги
организует внутренние цепочки «производство-потребление».
3Есть теория, которая объясняет появление компаний тем, что стоимость внутренних транзакций компаний была в свое время существенно ниже, чем стоимость транзакций внешних. В наше время стоимость внутренних транзакций перестает быть настолько дешевой: внутренние транзакции за счет бюрократии дорожают, внешние транзакции за счет внедрения технологий дешевеют.
4Необходимость «сбиваться в кучу» для экономии на транзакциях теряет смысл. В такой куче каждый сотрудник зарабатывает в несколько раз меньше, чем он мог бы зарабатывать, работая напрямую. Перспективы роста и заработка для большинства ограничены сверху потолком иерархии, а «по бокам» – границами компании. Переход из компании в компанию – всего лишь переход из одного муравейника в другой.
5Налицо сформулированный основоположниками марксизма конфликт между прозводительными силами и прозводственными отношениями. Эскалация этого конфликта в прошлый раз привела к революции.
6Предполагаю, что этот конфликт уже в обозримое время приведет к появлению «убер-компаний» – небольшой команды основателей, взаимодействующей с внешними работниками на основе «убер-технологий»: частичная занятость по требованию, умные контракты на основе блокчейна, получение вознаграждения по конечному результату работы компании в целом.
7Самая ключевая и пока не совсем понятная вещь: как правильно учитывать вклад каждого работника (не обязательно сотрудника) в результаты работы компании в целом. Как только эта модель будет предложена и обоснована – революция неизбежна.