1. Shopify не мог привлечь инвестиции, потому что 40 тысяч существующих тогда интернет-магазинов были слишком маленьким рынком. Та же самая фигня происходила с Airbnb, потому что рынок сдачи квартир путешественникам был слишком маленьким. Но потом вдруг оказалось, что куча людей готова продавать что-то через интернет, а куча людей готова жить в квартирах вместо гостиниц.
2. Убер взлетел, потому что оказалось, что куча людей готова подрабатывать водителями такси, в результате чего другая куча людей решила на таких такси ездить. Вайлдберриз взлетел, потому что на него внезапно хлынула толпа обычных людей, желающих там что-то продавать. Что привлекло туда других обычных людей, ищущих всякую редкую фигню и дешёвые цены.
3. Такие расширения нельзя было просчитать заранее, назвав точный размер своего целевого рынка. Потому что, кто его знает — сколько людей на самом деле захочет делать то, что они раньше никогда не делали.
4. Получается, если ты можешь точно оценить свой целевой рынок — ты не рассчитываешь построить ракету 🚀 Или выдаёшь фантазии за действительность. Или сильно преуменьшаешь свои перспективы.
5. Ведь такое нельзя предсказать. Это можно только проверить. Причём проверять нужно главную гипотезу — «захотят ли люди с помощью твоего продукта начать делать то, что они раньше не делали». Это и есть чертёж будущей ракеты.
6. А когда люди начинают делать то, что они раньше не делали… это ведь означает, что ты меняешь мир. А я раньше думал, что «измени мир» — это просто громкий лозунг. И только сейчас осознал его настоящий смысл и рецепт.
7. Желаю, чтобы каждый из вас в новом году нашёл свой способ изменить мир — то есть дать другим людям возможность начать делать то, что они раньше не делали.
8. Кстати, возможно, что для этого ты сам сначала должен начать делать то, что раньше не делал 😉
