Аркадий Морейнис // Тёмная сторона

Как корабль назовёшь, столько он и будет стоить

1. Когда оффлайновая компания (спокойно зарабатывающая деньги) захочет открыть цифровое направление (чтобы привлечь венчурный капитал), она столкнётся с неожиданной проблемой критичной недооценки — того, что она уже сделала, или того, что собирается сделать.

2. Причина в том, что оффлайновые бизнесы оцениваются по одним правилам, а онлайновые — по другим. Если в компании есть и то, и другое — по каким правилам её будут оценивать инвесторы?

3. Если по оффлайновым, то общую выручку компании умножат на оффлайновый мультипликатор, который в разы меньше, чем у онлайн-бизнесов. Тогда цифровая составляющая этого бизнеса будет в разы недооценена.

4. Если по онлайновым, то выручку оффлайн-направления умножат примерно на ноль ☹️ Потому что, с точки зрения инвестора в онлайн-направление, имеющийся оффлайн — это старая плесень, налипшая на хрустальную цифровую мечту 😉 Как следствие, оффлайновая часть бизнеса критично обесценится.

5. Недаром же Тинькофф-банк принципиально не открывал ни одного оффлайнового филиала, чтобы его не сравнивали с другими банками по размеру филиальной сети. И всеми силами пытался доказать рынку, что он — ИТ-компания, чтобы получить ИТ-шный мультипликатор к выручке для инвестиций и выхода на биржу (тогда около 15-20) вместо банковского (0.5–1).

6. Или стартап из сегодняшнего фастфаундера, который сделал сначала маркетинговую платформу. А потом добавил туда всего одну фичу, чтобы превратиться в финтех-компанию. Его аналоги с маркетинговыми платформами подняли по 10–20 миллионов долларов инвестиций. А он — почти 300 миллионов! И стал единорогом!

7. Сколько ты зарабатываешь — зависит от того, что ты делаешь. А сколько ты стоишь — от рынка, к которому тебя отнесли инвесторы.

8. И этот рынок тебе нужно выбрать самому, чтобы его не выбрали за тебя. Как говорилось в старом мультике: «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт» 😉



Exit mobile version