1. Когда компания начинает быстро расти, бизнес-процессы в ней начинают ломаться — и их приходится переизобретать. Например, компания нанимает кучу новых сотрудников, в результате чего расходы резко вырастают, а управляемость и результативность так же резко падает 🙁
2. Как-то на заре своей юности Гугл закончил год с 200 сотрудниками, но в наступающем году собирался нанять ещё столько же новых. Тогда бывший директором Гугл Эрик Шмидт сказал, что позволит нанять только 50 — но вот таким необычным способом.
3. Он раздал 50 напечатанных банкнот с портретами Сергея Брина и Ларри Пейджа вице-президентам по направлениям. Каждая банкнота давала возможность нанять одного нового сотрудника.
4. В результате в Гугле возник «чёрный рынок» торговли этими банкнотами. Например, у вице-президента по продажам была банкнота, а вице-президент по разработкам хотел нанять нового сотрудника. Тогда продажник говорил разработчику: «Я дам тебе банкноту, ты наймёшь на неё сотрудника — но он должен, кроме всего прочего, реализовать вот такое нужное нашему отделу продаж свойство.».
5. Нехватка банкнот и сложность переговоров значительно замедлила скорость найма. Но зато все руководители стали гораздо тщательнее взвешивать, кого им нужно нанять — причём в обстановке тесного сотрудничества с другими подразделениями 😉 Что позволило Гуглу пережить первый кризис найма.
6. Фишка в том, что переизобретать бизнес-процессы часто нужно в момент старта, когда на выстраивание процессов «как у больших дядь» тупо нет денег. Или наоборот — когда намеренно хочется выстроить свои процессы более эффективно, получив за счёт этого конкурентное преимущество перед большими бюрократическими конкурентами.
7. Для каждой такой задачи наверняка существует необычный способ её решения. Какой бизнес-процесс тебе нужно переизобрести? Какой необычный механизм для этого можно придумать?
